Железнодорожники не знали ни сна ни отдыха

О железнодорожных войсках пишут мало. Между тем в годы Великой Отечественной войны от них нередко зависел успех общего дела. Вот несколько эпизодов из жизни нашей 4-й железнодорожной бригады, где я служил в роте эксплуатации.

news_top_970_100

Перед войной мы возили стройматериалы для реконструкции станции Шепетовка со Славутского песчаного карьера. А когда грянула война, переключились на перевозку воинских грузов, эшелонов с бойцами и ранеными. Помню, 3 июля 1941 года нам приказали везти эшелон с пехотой. Состав был огромный, мы тянули его двумя паровозами марки «Щ». Теплушка, где жили, сменяясь на вахты, была прицеплена к хвосту состава. Свободные от дежурства бойцы вели наблюдение за воздухом. И вот показался самолет. Резко развернувшись, он полетел навстречу поезду и стал осыпать состав бомбами. Две из них взорвались рядом с паровозами, которые будто игрушечные свалились под откос. Многие бойцы были убиты и ранены.

Налеты вражеской авиации становились адом для железнодорожников. Фашистские летчики были настолько коварными, что бомбили и обстреливали даже санитарные поезда. Недалеко от станции Гребенка мы вели санитарный состав на Харьков. Остановились у закрытого семафора. А день стоял жаркий, в вагонах дышать нечем. Раненые, которые могли передвигаться, стали выходить в нижнем белье на воздух, располагались на лужайке возле небольшого озерка. Внезапно появился немецкий штурмовик и стал обстреливать поезд. Он сделал много заходов. Причем стрелял не только по вагонам, но и по людям на поляне. Некоторые из раненых легли на расстеленное полотнище с огромным красным крестом, надеясь на милосердие, но его у фашистов не было.

Война отменила все расписания. Поезда отправлялись один за другим на расстоянии видимости. И всякий раз возникали проблемы с ремонтом путей, которые бомбили непрерывно. Наши ремонтники работали без сна и отдыха: фронт ждал боеприпасы и живую силу. А сколько железнодорожников погибло во время обстрелов и бомбежек! Вечная им память.

Начав войну в Шепетовке, я участвовал затем в обороне Киева, Москвы, взятии Кенигсберга. Под Волоколамском был тяжело ранен. Войну закончил севернее Берлина, проехав за четыре года сотни тысяч стальных километров. Много было ярких и запоминающихся моментов. Но, пожалуй, самым трогательным и незабываемым было участие в доставке на Родину демобилизованных воинов-победителей в сорок пятом. Наши поезда осыпали цветами, к полотну выходили тысячи людей, которые горячо приветствовали советских воинов. А на станциях, бывало, паровозы окружали такие несметные толпы, что тронуться дальше не было никакой возможности до тех пор, пока людское море не успокоится.

Разве такое забудешь?!

news_right_column_240_400