Подводный мир одновременно пугает и завораживает. Есть такой феномен - «зов глубины», когда, глядя в бездну, человек испытывает странное желание шагнуть вниз. Возможно, именно это чувство веками толкало людей на поиски способов проникнуть в морскую пучину. Сегодня дайвинг - доступное развлечение, если есть деньги. Но как же все начиналось?

Изображение сгенерировано ИИ
Еда, жемчуг и военные хитрости
Вряд ли первобытных людей интересовали красоты подводного мира. Их больше волновало, что можно съесть или приспособить для быта, обмена: рыбу, моллюсков, водоросли, черепах. Раковины шли на украшения, инструменты, посуду, а особым предметом зависти был жемчуг.
Но ведь человек не может дышать под водой. Мировой рекорд задержки дыхания - 24 минуты 11 секунд, а обычный человек выдерживает не больше минуты. И это в состоянии покоя, а под водой необходимо активно двигаться. Тренированные ныряльщики задерживают дыхание до трех минут. При этом в мутной пресной воде почти ничего не видно, а в соленой глаза разъедает соль.
Первые попытки продлить погружение были примитивными: камни для быстрого спуска, тростниковые трубки для дыхания. Но трубка длиннее метра уже бесполезна: ее не удержать в зубах да и вдохнуть через нее проблематично. Древние люди, очевидно, наблюдали за природой: слоны идут по дну, дыша через хобот, жуки ныряют, унося пузырьки воздуха. Люди пробовали делать то же самое, например, использовали перевернутый горшок в качестве небольшого воздушного кармана.
Повод для прорыва
Причины интереса людей к подводным глубинам со временем менялись. Согласно некоторым свидетельствам, уже в Древней Греции и Риме появились профессиональные ныряльщики, которые не только доставали со дна ценные ресурсы, но и участвовали в военных операциях и даже поднимали затонувшие грузы.
Ценным оставался и жемчуг. Ради его добычи в XVI веке был изобретен водолазный колокол, который тогда представлял собой перевернутую бочку, в которой сохранялся воздух. С его помощью ныряли на 22 метра за жемчугом. Позже этот колокол усовершенствовали: воздух подавали с поверхности через меха, а излишки выходили через клапаны.
В XIX веке появились первые скафандры. Например, аппарат Клинкера - кожаный костюм с металлическим шлемом, куда насосом закачивали воздух. Водолаз должен был стоять вертикально, иначе вода заливала шлем. Такие системы уже использовались для подъема затонувших кораблей и первого подводного строительства.
Со временем на дне морском стали добывать все больше природных богатств, прокладывались трубопроводы и кабели связи. Очевидным образом росла потребность в специалистах, способных обслуживать все эти сооружения.

Изображение сгенерировано ИИ
Почему глубины убивают
Чем глубже, тем опаснее. На суше на нас давит одна атмосфера, но каждые 10 метров воды добавляют еще одну. На глубине 30 метров (примерно девять этажей) человек физически не может вдохнуть без специальных приспособлений или особой подготовки.
Но тут кроется новая беда - азотный наркоз. При высоком давлении азот, поступающий в кровь из воздуха, начинает действовать как наркотик: вызывает панику, галлюцинации, а на глубине более 90 метров - смерть. Еще одна угроза - кессонная болезнь. Если быстро всплыть, азот в крови вскипает, как газировка при открытии бутылки. Пузырьки блокируют сосуды, что может привести к параличу или смерти. Потому подниматься с глубины водолазу необходимо примерно в 10 раз медленнее, чем погружаться.
В 1943 году Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг - автономный аппарат для дыхания под водой. Но проблема азота никуда не делась. Тогда придумали частично заменять его гелием (смесь «Тримикс»), уменьшать долю кислорода («Нитрокс») или даже полностью убирать из дыхательной смеси азот («Гелиокс»). Но и такие составы начинают чудить на определенных глубинах, однако дайверы с их помощью достигли глубины 300 метров.
Человек может оказаться и глубже, причем почти без дополнительного оборудования. Для этого люди проводят длительное время в барокамере, привыкая к высокому давлению. А потом приучают организм к понижению давления. Рекорд глубины погружения после такой тренировки - 534 метра! Для сравнения - атомная подводная лодка способна опуститься на 600 метров…
Батискафы и покорение бездны
Казалось бы, дальнейший интерес для исследования морских глубин исчерпан. Но человек не был бы человеком, если бы не пошел дальше просто ради любопытства.
В 1949 году батисфера опустилась на 1375 метров, но ее экипаж мог только сидеть внутри, уставившись в крошечное окно, и светить прожектором в темноту. Ученые рассказывали о странных рыбах, обитающих там.
Для изучения глубин создали батискафы. В 1960 году «Триест» с океанологом Жаком Пикаром и американским офицером Доном Уолшем опустился на дно Бездны Челленджера в Марианской впадине - 10916 метров. Они утверждали, что видели рыбу, но современные ученые сомневаются: на такой глубине почти нет жизни.
Живые существа способны приспособиться почти к любым условиям. В морях и океанах жизнь кипит ближе к поверхности, но чем глубже, тем более скудной она становится. В царстве вечной тьмы не живет планктон - основной источник пищи рыб и ракообразных. Обитающие там существа часто имеют черную окраску, чтобы маскироваться или, напротив, светятся, чтобы привлечь внимание. Гигантские хищники остались выше - на глубине около 1000 метров.
А после 6 километров жизнь замирает совсем. В Мировом океане немного мест с такой глубиной. Одно из них - Бездна Челленджера. Видимо, живые существа попросту не посчитали нужным приспосабливаться в таких условиях, ведь вокруг есть места покомфортнее.
Люди продолжали спускаться в эту манящую Бездну. Когда в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон опустился туда, он описал открывшуюся картину лаконично: «Полная тишина, пустота». Никаких чудовищ он там не увидел. А Виктор Весково, спустившийся на самую глубокую точку океана в 2019 году, утверждал, что обнаружил там пластиковый пакет…