Академик Академии наук РТ Индус Тагиров: Мусульманский фактор в развитии России – важное дело

На минувшей неделе старинный город Касимов Рязанской области встречал гостей из многих регионов России и зарубежья.

news_top_970_100

Здесь состоялась VI всероссийская научно-практическая конференция «Чтения имени Мухлисы Буби», приуроченная сразу к нескольким знаменательным историческим датам: 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, 870-летию основания города Касимова и 570-летию со дня основания Касимовского ханства. Тема конференции: «Государство, образование, личность в истории ислама на российском пространстве».

«Татары всегда работали на процветание России»

В работе научного форума приняли участие исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования – городского округа г. Касимова Светлана Андреева, представители мусульманского и православного духовенства, историки, археологи, краеведы, общественные и государственные деятели.

- Мы живем в непростое время. А когда в истории человечества были простые времена? Времена всегда были сложные. Но, несмотря ни на что, мы сегодня обсуждаем насущные проблемы возрождения национальных традиций, возвращения к своим историческим истокам. Благодаря личному участию муфтия шейха Равиля Гайнутдина Ханская мечеть в Касимове была возвращена верующим. Уже подготовлены документы по реставрации храма и двух ханских текие – усыпальниц, которые расположены недалеко от мечети. Это пример уникального соработничества государства, общественных структур и религиозных организаций, – отметил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института, доктор теологии Дамир Мухетдинов.

Фото: © Фарит Муратов

- Говорят, что татары – разрушители, завоеватели России. Нет! Татары всегда работали на Россию, на ее развитии и процветание. Татарский, мусульманский фактор в развитии России – важное дело. Он был, есть и будет. Мусульманский фактор – это фактор дружбы и взаимопонимания, взаимного уважения между народами. И в сегодняшнем мире он приобретает особое значение, – подчеркнул заслуженный деятель науки РФ и Татарской АССР, академик Академии наук РТ, доктор исторических наук, профессор Индус Тагиров.

Историк-археолог, востоковед, начальник комитета по работе с краеведами исполкома Всемирного конгресса татар, председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ, профессор Альберт Бурханов подчеркнул, что в Касимове собрались выдающиеся ученые, религиозные и общественные деятели из 13 регионов России. Этот факт свидетельствует о том, что в последние годы внимание к татарам в центральной части России выросло, и об авторитете организаторов конференции – Духовного управления мусульман России, Всемирного конгресса татар.

Фото: © Фарит Муратов

Касимовские женщины-мусульманки заявили о себе на весь мир

Особое внимание на конференции было уделено роли татарских женщин в истории России. Так исторически сложилось, что на рубеже XIX – XX веков женщины-мусульманки из небольшого города на Оке заявили о себе на всю страну и весь татарский мир. Касимов – город купеческий, просвещенный, здесь действовало женское медресе, все девушки владели русским языком. Многие из них стали примером для других.

Например, Сара Шакулова – первая татарка-математик, она получила высшее образование в парижском университете Сорбонна и стала профессором механики, Зюгра Байрашева стала первой профессиональной татарской оперной певицей, Разыя Кутлуярова первой из татарок получила высшее медицинское образование. Сагдия Булатова – известный педагог-просветитель, создала первый студенческий театр, Муршида Бикжанова – этнограф, изучала культуру народов Средней Азии. Одной из известных женщин-мусульманок является и Мухлиса Буби, чье имя носит этот научный форум.

«Казан басмасы» – шрифт для первого в России печатного Корана

На конференции была представлена настоящая историческая реликвия – первый печатный Коран, изданный в России в 1787 году. Уникальное издание священной книги мусульман было специально доставлено в Касимов из Санкт-Петербурга, из фондов Российской национальной библиотеки.

Как рассказал заведующий отделом литературы стран Азии и Африки Российской национальной библиотеки Сергей Бычко, первый печатный Коран впервые за всю историю покинул стены библиотеки.

В 1787 году Екатерина II издала Указ: «Для бесплатной раздачи мусульманам напечатать некоторое количество Корана, и чтобы он не имел разночтений. Он должен быть единым для всей территории Российской империи». Шрифт для этого Корана разработал казанский имам Усман Исмаил, и этот шрифт стал известен как «Казан басмасы».

Фото: © Фарит Муратов

В Санкт-Петербурге было издано пять небольших тиражей Корана. Затем весь типографский набор был передан в Казанский университет. Там Кораны продолжали печататься огромными тиражами и получили название «Казанские Кораны».

На данный момент в фондах Российской национальной библиотеки хранится 240 древних рукописных и около 600 печатных Коранов, которые представляют большую исследовательскую ценность. Представители библиотеки передали Духовному управлению мусульман РФ электронную копию Корана 1787 года.

Историческая справка

Мухлиса Буби (Мухлиса Габдельгаллямовна Нигматуллина) родилась в 1869 году в селе Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Агрызский район РТ). Первая в исламском мире и единственная в истории татар женщина-кади – мусульманский судья, вершащий правосудие на основе шариата. Ее уважительно называли «мулла абыстай».

Ее отец в родной деревне основал медресе, которое впоследствии его сыновья преобразовали в новометодную школу. В 1901 году Мухлиса совместно с братьями и их женами, Насимой и Хуснифатимой, создала в Иж-Бобье 6-летнюю женскую учительскую школу. В 1905 году открыла медресе «Иж-Бобья» для женщин-мусульманок. Помимо основ ислама, восточных языков и литературы, в медресе преподавались педагогика, математика, география, история, физика, этика, логика, русский язык, естествознание, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие. В 1911 году медресе и женское училище были закрыты. В 1912 году Мухлиса Буби вместе с дочерью Мунжией переехала в Троицк (Оренбургская область), где возглавила женский мактаб «Сююмбика». В 1914 году с помощью купцов Яушевых открыла женское медресе.

Мухлиса Буби была участницей I Всероссийского мусульманского съезда, который проходил в Москве в мае 1917 года. На съезде она была избрана одним из шести кади. Переизбиралась на этот пост в 1920, 1923 и 1926 году. Работала в Уфе. Основой ее взглядов было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама.

В 1937 году Мухлису Буби арестовали по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой националистической организации Башкирии». 23 декабря 1937 года она была расстреляна. Постановлением Президиума Верховного суда Башкирской АССР от 23 мая 1960 года Мухлиса Буби оправдана и реабилитирована.

Партнерский материал 
news_right_column_240_400