Об этом мы беседовали с гостем редакции «Казанских ведомостей» - председателем исполнительного комитета всероссийского общественного движения «Союз танкистов России» гвардии подполковником запаса Альбертом Гималетдиновым.
Альберт Гималетдинов родился в 1961 году в городе Арзамас-75 (ныне Саров). После окончания с отличием Казанского танкового училища в 1983 году служил в ГСВГ (Группа советских войск в Германии), Прибалтийском, Приволжско-Уральском военных округах. Завершил службу в звании подполковника в 2000 году. Продолжил свое образование, окончив в 2007 году Академию управления ТИСБИ. С 2015 года возглавляет исполком всероссийского общественного движения «Союз танкистов России». Первый заместитель начальника Управления Академии национальной безопасности РФ по РТ, начальник отдела мобилизационной подготовки и воинского учета КФУ. Удостоен множества государственных и ведомственных наград.
Вместе с гвардии подполковником запаса, выпускником Ташкентского танкового училища Олегом Калугиным подготовил серию книг «ГВАРТ - Победи или умри!», где собраны материалы о героях-танкистах, в том числе выпускниках Казанского высшего танкового командного ордена Жукова Краснознаменного училища (ГВАРТ - гвардейский танковый флаг, символ танкового братства).
«Война дронов требует новых тактических решений»
- Альберт Минигаязович, в чем главная задача всероссийского общественного движения «Союз танкистов России»?
- Движение «Союз танкистов России» объединяет около 3 тысяч человек и имеет представительства в 54 субъектах Российской Федерации. Мы активно взаимодействуем с органами власти, ветеранскими организациями и образовательными учреждениями для реализации проектов патриотического воспитания молодежи. Наша главная задача в такое непростое время, когда идет специальная военная операция, - это прежде всего всесторонняя комплексная поддержка военнослужащих и членов их семей.
- Как изменилась подготовка танкистов в период СВО?
- Специальная военная операция кардинально расширила круг задач танкиста. Современный танк по сложности управления сравним с самолетом - это высокотехнологичная боевая машина, требующая глубоких знаний электроники, систем управления огнем и защиты. Танкист должен понимать, как эта машина устроена, знать все ее возможности. К тому же ему надо уметь в боевых условиях быстро и эффективно исправить возникшие неполадки.
- В этом году в составе Вооруженных сил Российской Федерации появился новый род войск - войска беспилотных систем. Изменилась ли в связи с этим роль, которую играют сегодня танковые войска в военных действиях?
- Танковые войска были и являются главной ударной силой сухопутных войск. Там, где тяжело, там танковые войска. Принципиально новое направление - необходимость освоения БПЛА и методов защиты от них. Война дронов требует от танковых экипажей совершенно новых тактических решений и постоянного обучения передовым методам ведения боя. Наши специалисты, включая сопредседателя исполкома движения «Союз танкистов России» гвардии подполковника запаса Олега Николаевича Калугина, непосредственно на фронте обучают личный состав усовершенствованным методам использования бронетехники. Так что роль танковых войск остается ключевой и незаменимой.
- Сколько в России училищ, которые готовят танкистов?
- Был период, когда военные училища расформировывались, офицеров увольняли. Артиллерийское училище у нас было закрыто. Под вопросом было и существование танкового училища. Его удалось сохранить. На сегодня Казанское танковое училище - единственное в России. В Омске есть танковый инженерный институт, но там готовят инженеров, а не танкистов. К счастью, ситуация меняется к лучшему. Председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление о том, что в 2026 году в Челябинске будет возрождено танковое училище, которое было расформировано в 2007-м.
«Броня не любит слабых мышц»
- Кто идет учиться в танковое училище?
- Прежде всего это сыновья военнослужащих, танкистов, которые продолжают свои военные династии. Могу сказать, что 85 - 90% ребят, поступающих в танковое училище, четко знают и понимают, для чего они выбрали такую важную и ответственную профессию - Родину защищать.
- Насколько высок сегодня престиж военного образования?
- Мы столкнулись с острой необходимостью проведения более активной профориентационной работы среди детей и молодежи. Хотелось бы, чтобы конкурс в КВТККУ был не ниже, чем в других вузах. Именно поэтому мы в Казани в 33-м военном городке создали «Дом юного танкиста» - центр патриотического воспитания и профориентации молодежи. Наш проект рассчитан на создание федеральной сети таких центров.
Совсем недавно, 12 сентября, мы в «Доме юного танкиста» провели день открытых дверей для школьников. Рассказали об истории танкового училища, о подвигах наших ребят, о том, что на данный момент 26 выпускникам КВТККУ разных лет присвоено звание Героя России за участие в СВО. Для всех участников дня открытых дверей мы организовали полевую кухню, ребята встретились с ветеранами СВО, представителями Академии национальной безопасности, услышали выступление известной группы «Добробат».
Кстати, один из наших юных танкистов Ибрагим Ахмадуллин стал победителем XIX всероссийского конкурса «Национальное достояние России» в направлении «Технологии и технологическое творчество» и лауреатом XI всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели», которые проводятся при поддержке Государственной Думы РФ.
- Каким должен быть современный танкист?
- Современный танкист должен не только хорошо разбираться в технике, цифровых технологиях, но и быть физически крепким, выносливым. Есть выражение «Броня не любит слабых мышц». Это правда. Например, так называемый клин затвора танковой пушки весит около 72 килограммов. Чтобы его почистить, его надо снять, а потом снова поставить на место, а для этого необходимо обладать немалой силой. Поэтому физической подготовке курсантов уделяется большое внимание. Насколько я знаю, сейчас примерно 30% выпускников училища имеют разряд «кандидат в мастера спорта».
Вообще, молодое поколение почти все время сидит в интернете, в виртуальной реальности, и вырвать его оттуда очень сложно. Но здесь есть и свои плюсы, потому что эти ребята придумывают много полезного. Например, их идея - так называемые мангалы над танками. Это такие специальные сетчатые навесы над башней танка, которые спасают машину от дронов противника.
Главное - помочь фронтовикам адаптироваться к мирной жизни
- Практически с самого начала специальной военной операции вы занимаетесь сбором и отправкой гуманитарных грузов в зону боевых действий…
- О начале специальной военной операции было объявлено 24 февраля 2022 года. А уже в первых числах марта по инициативе Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова был скомплектован первый гуманитарный конвой из восьми КАМАЗов. Один КАМАЗ с гуманитарной помощью был укомплектован на базе Казанского танкового училища. И все это время поток помощи не иссякает. Могу привести несколько цифр. По итогам 2022 - 2024 годов и 9 месяцев 2025-го гуманитарная помощь бойцам СВО, поступившая со всех регионов Российской Федерации, в суммарном выражении составила более 400 миллионов рублей. В Татарстане только за 2024-й и текущий 2025 год гуманитарная помощь собрана на сумму свыше 100 миллионов рублей.
- Что необходимо в первую очередь?
- Там всегда нужны теплая одежда, белье, макароны, тушенка, чай, средства личной гигиены, огнетушители, медицинские аптечки, маскировочные сети, окопные свечи, стройматериалы, бензопилы, другие инструменты, полевые бани. Перегоняют в зону СВО и старые автомобили, например, «Нивы», УАЗы. Эти машины много лет простояли где-нибудь в гараже, но они на ходу и хорошо работают на бездорожье в зоне СВО. Последний запрос от бойцов нашей подшефной 88-й отдельной мотострелковой бригады - это пять 3D-принтеров и 200 катушек пластика для печати необходимых деталей.
Граждане могут помочь через наш общественно полезный фонд «Содружество танкистов». У нас есть все необходимые документы для получения налоговых вычетов юридическими лицами при перечислении благотворительных средств.
- Правда, что одна из серьезных социальных, психологических проблем, с которыми сталкиваются ветераны боевых действий, - адаптация к мирной жизни?
- Да, и главное, чтобы наше общество было готово к возвращению победителей с фронта. А то, что мы победим, ни у кого не вызывает сомнений. Война меняет людей. Чтобы избежать непонимания, разочарования и возможной агрессии со стороны ветеранов боевых действий, надо стараться исключить любые элементы бюрократизма в инфраструктурах ведомств, которые включены в решение проблем участников СВО и членов их семей. А проблем немало: восстановление здоровья, реабилитация, психологическая, правовая поддержка, трудоустройство, помощь в переобучении, получении образования, открытии собственного бизнеса… По инициативе нашего Верховного главнокомандующего, Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина создаются региональные и федеральные программы, у нас в республике это «Батырлар. Герои Татарстана». Ее цель - сформировать кадровый резерв будущих руководителей муниципальных, городских, республиканских органов власти. Участники СВО, вошедшие в программу, проходят стажировку в министерствах и ведомствах, приобретают практический опыт государственного управления. Я надеюсь, что эта программа поможет новым руководителям на своем уровне эффективно отстаивать интересы ветеранов СВО и членов их семей. Да, это сложная, многогранная межведомственная работа, она требует индивидуального подхода к каждому конкретному человеку, обратившемуся за помощью. И этому необходимо учиться.