- Меня сейчас часто как врача спрашивают, какой я могу поставить диагноз нашему обществу. Как при любой болезни в нас, во всех без исключения, есть две составляющие - болезненная и здоровая. Мне кажется, что за последние несколько лет, несмотря ни на что, нам все-таки стало лучше - уже легче дышать, у людей открываются глаза. Мы все постепенно меняемся... Это однозначно.
- Интересно, а в чем изменились вы?
- Я, дожив до определенного возраста, начал смотреть на многие проблемы более философски и отстраненно, а не рвать на себе рубаху от переполняющих эмоций, как это было раньше...
- Александр Яковлевич, в чем вы видите свою главную миссию на посту заместителя председателя комитета по культуре Госдумы России?
- Это долгий разговор. Я хочу, чтобы наше общество стало более нравственным. Нравственность - это не какая-то расплывчатая категория, это все конкретно. Есть одна очень точная формулировка - что такое нравственность. Нравственный человек, на мой взгляд, тот, кто добивается своей цели, делает то, что он хочет и как хочет, но не мешая при этом никому жить. Очень простой пример. Если я, допустим, забиваю гвоздь в своей квартире ночью или рано утром в воскресенье - я безнравственный человек, каким бы высшим ни было мое образование. Я могу быть трижды профессором, четырежды академиком, иметь дворянские корни, но если я мешаю соседям, я безнравственный.
- А блатные песни - это, по-вашему, нравственно?
- Блатная песня была и будет. Она существует в любой стране. Другое дело, что и в этом жанре есть своя дешевка, извините за слово - блатата... Вот это безнравственно. Когда я слышу дешевую блатату, да еще в современной, дискотечной такой, аранжировке, у меня создается впечатление, что эти песни «петушня» на зоне сочиняет. А «Мурка», «Таганка» - вечные произведения, как, скажем, «Лебединое озеро». Простите за такое сравнение, но я думаю, что люди правильно меня поймут. Для меня «Мурка» и «Таганка» - вечные произведения, как балет Чайковского, потому что там, где есть душа и сердце, там живет искусство, а там, где цель - только «бабки», где «пипл хавает», - там получается лабудень. Еще раз извините за блатной жаргон, но тема такая...
- Депутатство принесло больше плюсов или все-таки минусов артисту Розенбауму?
- У меня была опаска, что думская деятельность настроит против меня часть моих зрителей. Сейчас могу сказать, что зрителей и слушателей меньше не стало. Я счастлив, что они меня правильно поняли. Они поняли, что в Госдуму я пошел не ради машины с флажком на номере, не ради служебной квартиры в Москве и остальных льгот депутатских, а для того, чтобы за эти четыре года успеть что-то сделать для людей.
- А что вы уже реально сделали на своем новом посту?
- Работаю над поправками к двум законам. Первая проблема, которую решает наша комиссия по культуре и нравственности, - проблема фонограмм. И вторая проблема - регулирование продажи товаров сексуальной направленности. Это действительно очень серьезно. Я доктор и ничего не имею против секса и сексуальной продукции, но нельзя в два часа дня показывать по телеканалам «черную» порнуху и рекламировать резиновые фаллосы вперемежку с конфетами, жвачкой, пивом. Нельзя! Это совсем не значит, что сексуальную продукцию надо запретить. Ни в коем случае! Запрещать вообще ничего не надо. Только для всего должно быть свое время и место. И фонограмму не надо запрещать. Человек имеет право прийти на концерт и посмотреть на красивых девочек, которые не поют, а открывают рот под фонограмму, и получить от этого удовольствие. Но другой вопрос - фонограмма должна анонсироваться на афишах и билеты на такие концерты стоить не 50, а 5 долларов.
- Какой же артист напишет на афише, что он поет под фонограмму?
- Правильно, мало кто честно объявит об этом. Но живой звук должен анонсироваться в обязательном порядке. Каждому артисту будет приятно открыто объявить: «Живой звук!» Кстати, в этом случае его будет легче поймать на обмане, если он все-таки станет петь под «фанеру». Ему скажут: «Нехорошо так, товарищ!» Но пока законодательно не предусмотрено, как ловить и как наказывать таких артистов. Все эти вопросы надо прорабатывать.
Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА.