Азимовы

Это был старейший и знаменитейший некогда в Казани купеческий род. Фамилия, как это повсеместно случалось с татарскими семьями, образовалась от имени основателя рода Азима, о котором только и известно, что он был.

news_top_970_100

Его потомок, Назир, торговал помалу, а сын Назира Мустафа уже считался ровней гремевшим тогда по Казани купеческим фамилиям Юсуповых, Утямышевых, Апанаевых и был самым богатым купцом плетеневского прихода. Посему велением Всевышнего и собственного сердца выстроил в начале 50-х годов XIX века Мустафа Назирович в бытность свою головой татарской ратуши деревянную мечеть на месте старого и обветшалого молельного дома. Выстроил, как и положено: с ярко раскрашенным восьмигранным минаретом, яблоком-шаром на самой его маковке под коротким шпилем с полумесяцем и небольшой беседкой, с коей муэдзин созывал прихожан к принесению молитв Всевышнему. Творец даровал Мустафе Назировичу сына и много лун, и умер Мустафа в августе 1865 года в возрасте 85 лет.

Не зря гордился сыном Мустафа Азимов. Муртаза Мустафич ко дню смерти родителя уже был записан первой гильдии купцом и владел двумя мануфактурными производствами в селе Плетени, которое превратилось к тому времени в настоящий промышленный пригород Казани с большим количеством мелких и средних салотопенных, мыловаренных и свечных производств, принадлежавших купеческим домам Юнусовых, Апанаевых, Рахматуллиных и Китаевых. Хозяева-татары нанимали на свои производства рабочих, естественно, по преимуществу из татар; плетеневский приход рос и к 1887 году насчитывал уже около 500 душ татар мужского пола. Деревянная мечеть, построенная «иждивениями» Мустафы Назировича и называвшаяся Азимовской, не вмещала такого количества прихожан, посему было решено строить на ее месте новую, уже каменную и обширную. И Муртаза Мустафич берется субсидировать строительство новой мечети из собственных средств. 22 апреля 1887 года разрешение от Губернского правления на возведение мечети было получено, и начались строительные работы, завершенные только в 1890 году, уже после смерти Муртазы Мустафича. Новую мечеть также стали именовать Азимовской.

Мечеть доныне поражает своим великолепием. Путешественники и гости, посещавшие Казань в последнее десятилетие ХIХ века и в первое десятилетие века ХХ, были поражены красотой и величественностью здания мечети и в один голос твердили, что ее минарет удивительно напоминает старинные минареты Константинополя.

К зданию мечети примыкает стройный высокий минарет, похожий на казачью пику, острием прокалывающую небо. Он завершается галереей для провозглашения священного воззвания азан и высокой беседкой-шатром с полумесяцем под золоченым шаром, а искусно подобранная цветовая гамма придает всей мечети нарядный и изящный вид.

Однако благие дела Муртазы Азимова не завершились одним строительством мечети. В 1871 году им было построено (а позже надстроено еще одним этажом) здание медресе «Гаффария», в котором в начале 90-х годов XIX века учился драматург и зачинатель татарского национального театра Галиаскар Камал. Кроме того, значительная часть доходов от двух фабрик ежегодно шла на нужды прихода Азимовской мечети.

Традиции благотворительства не исчезли из рода Азимовых даже тогда, когда их коммерческие предприятия стали давать сбои, а сами они из купцов превратились в рядовых горожан. Известно, что представитель рода Азимовых Ахметгирей был в 1910 году товарищем (то есть заместителем) председателя «Общества пособия бедным мусульманам», учрежденного в 1898 году и просуществовавшего вплоть до октябрьских событий 1917 года. А мечеть, одна из лучших в городе, и доныне зовется Азимовской.

И вряд ли уже будет зваться как-то иначе...

news_right_column_240_400