Игра становится образом жизни миллионов людей. Еще совсем недавно наше общество вело борьбу с игровыми автоматами. Проблему так и не решили, на рынках все также полно «лохотронов». Проявилась и еще одна болезнь - тяжелая психологическая зависимость от компьютерных игр, сказывающаяся на образе жизни и здоровье человека, – геймерство (от англ. game – игра).
Потенциальные жертвы. Моя знакомая пожаловалась на сына: «Сначала я не решалась назвать это болезнью. Думала, пройдет время - и он переключится на что-нибудь другое. Но склонившийся над компьютером ребенок начал вызывать у меня сочувствие и тревогу. Он перестал учиться, полностью отдалился от меня и сверстников. После разговора с психологом я поняла: мой сын стал жертвой виртуального мира».
Специалисты бьют тревогу. Недуг присущ не только подросткам. Я знала семейную пару, где муж и жена часами сидели у компьютера. Порой буквально засыпали перед монитором.
Знаете ли вы? Принцип возникновения геймерства тот же, что при алкоголизме и наркомании. Больной жалуется, что теряет ощущение времени или вообще ничего не помнит. Постепенно разрушается личность. Наступает депрессия. Одержимые игрой проводят за монитором более 10 часов ежедневно в течение нескольких лет, утрачивая связь с внешним миром. У некоторых наблюдался абстинентный синдром, сходный с наркотическим, - они начинают дрожать и потеть, если не могут по каким-то причинам удовлетворить тягу к игре.
МНЕНИЕ. Анатолий, администратор интернет-салона: «Я работаю в интернет-салоне второй год. Контингент разнообразный – от школьников до взрослых людей 35 - 45 лет. В игровых салонах, как правило, затянуты шторы, нет настенных часов. Клиент не должен замечать, как летит время. Есть и постоянные посетители, которые так сильно втягиваются в игру, что перестают отдавать себе отчет о происходящем. Окружающий мир таким людям не интересен. Главное для них – игра. Не знаю, как это назвать - азарт, любовь, полная деградация, наркотик или просто болезнь? Если пообщаться с заядлыми геймерами, приходишь к выводу, что они совершенно неинтересные люди».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Айсылу Гайфуллиной: «В последнее время особую тревогу вызывает рост геймерства и предрасположенность людей к игровой зависимости. Ей обычно подвержены личности, ориентированные на получение немедленных удовольствий. Они способны удивительно быстро и глубоко регрессировать, что особенно опасно в молодом возрасте. Игровая зависимость характеризуется сильной агрессией к любому, кто пытается оторвать игрока от игры. Как правило, компьютерная игромания свидетельствует о проблемах в семье. Ведь любая проблема ребенка – результат невнимательности взрослых. Временами в постоянной погоне за деньгами и стремлении прокормить семью родители просто не уделяют чаду надлежащего внимания. Другая категория игроманов – это люди, которые чувствуют себя ненужными и одинокими. В игре они переживают те же ощущения, которые переживает человек в реальной жизни».
Предложение. Выход из геймерства один: научиться жить так, чтобы не возникало потребности в игре. Неплохо создать службу психологической помощи для виртуально зависимых людей. Проблему игромании усиливает и отсутствие рычагов правового влияния на владельцев компьютерных клубов. Никто из их руководителей не хочет нести ответственность за печальные последствия, когда не человек играет в игру, а виртуальный мир начинает играть человеком.