Директор Музея Лаишевского края имени Г.Р.Державина Фарида Муртазина рассказала об этом замечательном парне и о том, как в 60-е годы красные следопыты Старовеличковской разыскали информацию о герое-освободителе их станицы.
Анатолий Александрович Жедяевский родился 24 ноября 1923 года в Лаишеве, учился в Лаишевской средней школе. Семья рано лишилась отца, и Анатолий заменил его младшим братьям Николаю и Геннадию. Он был большим помощником матери в семье. Парень любил музыку, рыбалку, хорошо играл в шахматы, плавал, бегал на лыжах и коньках, сам построил две лодки. Хотел стать кадровым военным. 7 июля 1941 года Анатолий добровольцем пошел на обучение в танковое училище. Окончил училище в июле 1942 года и был направлен на фронт - на Северный Кавказ. 22 августа 1942-го пароход, на котором плыли танкисты на фронт, простоял полтора часа в Камском Устье. Мать и младший брат Гена встретились с Анатолием. Это была их последняя встреча с ним. С фронта Анатолий писал бодрые письма, полные веры в нашу победу. Он воевал смело. 13 декабря 1942 года за подвиг в бою Анатолий был награжден орденом Красной Звезды. Последний его бой был в станице Старовеличковской.
Станица Старовеличковская утопает в зелени садов. Улица, на которой принял свой последний бой Анатолий Жедяевский, сейчас носит его имя. Тогда, в суровом феврале 1943 года, немцы укрепили свои позиции в самой станице. Командование принимает решение: подавить огневые точки врага. Эта задача поставлена перед танковым экипажем Жедяевского. Старший лейтенант пробивается в тыл к фашистам. Машина своей многотонной тяжестью придавила к земле одно орудие на железнодорожной станции, затем второе - у Шмаровозовой гребли. Фашисты всполошились. Вокруг танка начали густо рваться снаряды. Но он, неуязвимый, продолжал продвигаться вперед, уничтожая пулеметные точки врага. На восточной окраине станицы танк подмял третью пушку. Снаряд четвертой попал в гусеницу, и танк стал неподвижной мишенью. Даже когда он загорелся, экипаж продолжал сражаться, пока не закончились боеприпасы. Лейтенант Жедяевский приказал всем покинуть боевую машину через нижний люк, а сам, тяжелораненый, прикрывал их отход, оставшись в горящем танке. Башенный стрелок и радист были схвачены немцами. После пыток им вырезали на груди звезды и расстреляли. Раненого механика-водителя Михаила Казакова подобрали местные жители, отвезли в медсанбат. Командир танкового экипажа, старший лейтенант Анатолий Жедяевский погиб в неравном бою.
Все это выяснили красные следопыты школы №5 станицы Старовеличковской. Поиски были долгими и непростыми: на запросы архивы отделывались дежурными отписками: «В списках не значился». Но настойчивость ребят, их желание узнать все о человеке, отдавшем жизнь за мирное будущее, были вознаграждены. В октябре 1968 года об Анатолии Жедяевском был опубликован материал в газете «Красная звезда». И так случилось, что этот номер газеты прочитал механик-водитель того самого танка Т-34 Михаил Казаков, житель села Чаадаевка Пензенской области. Михаил Иванович - единственный, кто остался в живых из экипажа. Он написал письмо красным следопытам, его пригласили в Старовеличковскую. Весть о том, что наконец-то нашли водителя-механика танка, облетела всю станицу. Правление колхоза выделило 150 рублей на памятный подарок механику-водителю. 5 ноября 1968 года он прибыл в станицу. Невысокого роста, скромный, немногословный. Встреча с ним, как вспоминают очевидцы, - это «праздник со слезами на глазах». Михаил Иванович потом еще несколько раз бывал в Старовеличковской. В 1997 году он приехал к жителям станицы за помощью. Дело в том, что нижние бревна его избы подгнили, и, чтобы крыша не рухнула, он в свои 82 года укреплял ее подпорками. Изба в аварийном состоянии, подпорки трещали, а помочь в ремонте некому: колхоз разорился за годы реформ, дочери без работы, жена парализована. Его встретили, как всегда, с любовью, заботой. Глава администрации Александр Иванович Будко и правление колхоза «Октябрь» с большим вниманием отнеслись к просьбе механика-водителя и выделили ему необходимую сумму для ремонта дома.
В одном из писем Казакова, хранящихся в станичном музее, он писал: «Пишу вам, а слезы льются. Я чудом остался жив... Прошу вас, помните о нашем подвиге. Грех нам экипаж забыть. Анатолий всегда со мной... Я, пока бьется мое сердце, буду помнить всех...» и строки из его стихотворения:
В живых я остался случайно, случайно не умер от ран.
За жизнь я боролся отчаянно и видел беды океан...
Разыскали школьники и маму Анатолия Жедяевского Александру Григорьевну, и его младшего брата Геннадия. Они жили в Оренбурге. Второй брат - Николай - погиб на фронте. 7 мая 1984 года состоялась волнующая встреча жителей станицы с Геннадием Александровичем и его сыном Владимиром. Он с любовью и гордостью вспоминал о старшем брате:
- Хорошо помню 1 мая 1940 года. Был ясный день. Утром наш младший брат Коля отправился на рыбалку на реку Каму. Неожиданно подул ветер, поднялась настоящая буря, а он все не возвращался. Анатолий сходил туда, где обычно брат рыбачил с лодки. Но лодки не оказалось. Буря не стихала, даже взрослые мужчины не рискнули отправиться на поиски. И тогда Анатолий со своим другом сели в лодку и поплыли вниз по течению. Вечером они вернулись, неся на руках полуживого Колю. После этого случая старики здоровались с Анатолием за руку, что служило признаком всеобщего уважения.
В 1968 году жители станицы Старовеличковской в знак благодарности за мужество молодого лейтенанта присвоили самой красивой улице имя Анатолия Жедяевского. В 2004 году Анатолию Жедяевскому присвоено звание почетный житель станицы Старовеличковской №1. На могиле героя установлен скромный памятник. В местном музее хранятся документы, фотографии, рассказывающие об этом человеке. 24 ноября прошлого года в станице торжественно отметили 100-летие со дня рождения Анатолия Жедяевского.
В Лаишеве тоже есть улица Анатолия Жедяевского. В музее гимназии №1 собраны о нем материалы. На здании гимназии планируется установить мемориальную доску в честь героя.