Как «Синий платочек» стал фронтовым талисманом

news_top_970_100

«Синий платочек» - одна из тех легендарных песен, которые поддерживали дух бойцов на фронтах Великой Отечественной войны. Многие записывали текст песни и хранили его как талисман. Но мало кто знает, что у «Синего платочка» и автора стихов Михаила Максимова интересная судьба, достойная отдельной книги. 

 Фото из книги Елены Петровой-Максимовой «Михаил Максимов и его «Синий платочек»

Об удивительной истории «Синего платочка» и о том, как благодаря песне состоялось знакомство с дочерью Михаила Максимова, рассказала исполнительница старинных и современных русских романсов, отечественных и зарубежных песен, народная артистка РТ Юлия Зиганшина. 

- Несколько лет назад мне на электронную почту пришло письмо от Елены Петровой-Максимовой. Елена Михайловна написала, что она - дочь Михаила Максимова, того самого, который написал: «Строчит пулеметчик за синий платочек…» Она услышала «Синий платочек» в моем исполнении, сказала много теплых слов и спросила, почему я начинаю песню с довоенного текста, а завершаю военным. Я объяснила, что во всех советских сборниках песенных стихов дается именно такой вариант «Синего платочка» - микст из текстов двух авторов. 

- Как так получилось? 

- История этой песни необычная. Впервые «Синий платочек» прозвучал весной 1940 года в исполнении гастролирующего в Москве «Голубого джаза» под руководством польского композитора Ежи Петербургского, автора шлягера «Утомленное солнце». Он написал легкий вальсок, а стихи на эту мелодию сочинил московский поэт и драматург Яков Галицкий. Песня была безумно популярная. Во время войны фронтовые бригады артистов выезжали на передовую, в госпитали, и они составляли репертуар своих концертов из того, что нравилось солдатам. Вот и Клавдию Шульженко часто просили спеть «Синий платочек». Но ей самой песня не нравилась, потому что текст был слишком легкий, непритязательный. В апреле 1942 года Клавдия Шульженко с джаз-оркестром Ленинградского ДКА им. С.М.Кирова выступала перед бойцами Волховского фронта. Литературный сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов получил задание написать репортаж об этом событии.

То ли Клавдия Ивановна попросила написать новые слова для полюбившейся всем песни, то ли он сам предложил звезде уже написанный им новый текст «Синего платочка», об этом история умалчивает. Но факт остается фактом - буквально через два дня, 12 апреля, Клавдия Шульженко на концерте в железнодорожном депо станции Волхов впервые исполнила всем известную песню с новыми словами: 

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик 
за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.

Успех был потрясающий. Обновленный «Синий платочек» моментально ушел в народ. Клавдия Шульженко вспоминала, что везде, где бы она ни появлялась, ее спрашивали: «А «Синий платочек» будет?» И после каждого концерта ее просили дать слова песни. И она, как учительница во время диктанта, диктовала текст, и бойцы старательно его записывали. Была выпущена почтовая открытка с текстом «Синего платочка», чтобы солдаты могли ее домой отправить или носить с собой как талисман. И эта песня стала легендарной именно с текстом Михаила Максимова. 

- Как пришла идея написать книгу об истории создания «Синего платочка»?

- Идею книги предложила Елена Михайловна. Мы с ней долго переписывались, созванивались и подружились. Ей уже много лет - за 90. В 60-е годы она вышла замуж и уехала с мужем в Болгарию, там и живет. У нее двое взрослых детей. Дочь - музыкант, живет в Швейцарии, сын живет в Софии. Елена Михайловна - удивительная женщина. Несмотря на возраст, она отлично дружит с интернетом, ищет и находит там много интересной информации об отце.

Она собирала архивные документы о его журналисткой деятельности во время войны и послевоенной жизни. И на основе ее воспоминаний, документов, фотографий, писем из семейного архива мы создали книгу «Михаил Максимов и его «Синий платочек». 

- Интересно, как сложилась жизнь Михаила Максимова после войны.

- После войны Михаил Максимов вернулся в родной Ленинград и стал работать по своей основной профессии - в сфере общественного питания. Он был директором Невской фабрики-кухни, потом директором ресторана «Нева», создателем Высших кулинарных курсов и преподавал там до выхода на пенсию в 1976 году. То есть был большим человеком, но никогда не афишировал, что он - автор легендарной песни. А еще он был очень музыкальным, мог услышать по радио классическое произведение, сесть и сыграть его. Он ходил на концерты в Ленинградскую филармонию и всегда брал билет на галерку, потому что считал, что музыку надо слушать стоя. Скончался Михаил Максимов в 1992 году. 

Елена Михайловна в этой книге рассказывает и о своем блокадном детстве. Во время воздушных тревог они скрывались в подвалах Эрмитажа, где было оборудовано бомбоубежище. Она вспоминает, что там собирались очень интересные люди. Например, среди них был художник, который постоянно рисовал, и эти рисунки сохранились. Одна учительница, чтобы как-то занять детей, оказавшихся в бомбоубежище, проводила уроки немецкого языка. Елена Михайловна пишет, что ей было интересно: а вот, например, под русскими бомбами немецкие дети учили бы русский язык? Книга получилась многоплановая. Я ее издала тиражом всего в несколько экземпляров. Для меня было важно, чтобы книга дошла до Елены Михайловны. Отправила книгу через знакомых в Швейцарию дочери, чтобы она передала ее маме. Конечно, хочется, чтобы книга была издана большим тиражом и чтобы историю достойного человека и легендарной песни узнали как можно больше людей. 

news_right_column_240_400