Как сохранить музейные сокровища?

Информационные технологии могут помочь сохранить национальное достояние и обеспечить их безопасность. Эти актуальные проблемы обсудили музейные работники на Межрегиональном научно-практическом семинаре, который состоялся в Казани.

news_top_970_100
В семинаре, организованном на прошлой неделе Министерством культуры России и обществом «Экокультура», приняли участие представители 74 музеев из семи регионов Приволжского федерального округа. В рамках форума прошли круглые столы, мастер-классы и консультации ведущих экспертов - специалистов Министерства культуры России и МВД России, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, Центрального выставочного зала «Манеж», Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева и других музеев. - Казань не случайно была выбрана для проведения такого представительного форума. Музейная сеть Татарстана - одна из самых крупных в России. Общий музейный фонд республики насчитывает более 1 миллиона 700 тысяч единиц хранения, - отметила первый замминистра культуры РТ Ирада Аюпова. - О работе музеев судят в первую очередь по работе с посетителями, но не надо забывать и о работе с музейными фондами, хранении и реставрации экспонатов. Это та подводная часть айсберга, которая не видна. Ежедневный труд научных сотрудников незаметен, но очень важен. И сегодня им на помощь приходят новые технологии. Сейчас компьютер в музее - это необходимый инструмент для внедрения информационных систем учета фондов, современных технических средств для обеспечения сохранности и безопасности хранения экспонатов. Но кроме этого очень важно, чтобы в самих фондохранилищах были созданы комфортные условия хранения для каждого экспоната. Все эти меры должны применяться комплексно. Марина Чистякова, замдиректора по фондовой работе Государственного Исторического музея:- Новые технологии, безусловно, облегчают труд хранителей. Компьютерная программа учета музейных фондов берет на себя многие функции, и самое главное, сокращает фактор ошибок, случайностей, которые может допустить человек. Конечно, общей для всех музеев программы не может быть. В любом случае ее придется адаптировать к коллекциям, которые сформировались в каждом музее. Алексей Богданов, замдиректора Государственного Эрмитажа:- В моем ведении круг технических вопросов: охранная сигнализация, пожарная безопасность, вся электрика и энергетика. После громких краж из запасников музея меры безопасности были усилены. Мы потратили много ресурсов и сил для того, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. Установили дополнительные камеры видеонаблюдения, на экспонаты нанесена специальная скрытая маркировка, которую невозможно заметить, но она не позволяет вынести вещь из здания.Елена Сергеева, руководитель Управления Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу:- Есть такое понятие - «культурная ценность, обращенная в доход государства». Это те ценности, которые задерживаются на таможне при попытке незаконного вывоза за границу. И по решению судов некоторые из таких предметов обращаются в доход государства. Это разные культурные ценности, разной значимости и степени сохранности. И поверьте, музеи в очереди к нам не стоят, чтобы включить их в свои фонды для экспонирования. Потому что в музеях нет средств на реставрацию этих предметов. Наше управление иногда называют культурной прокуратурой. К сожалению, много объективных причин, которые приводят к тому, что музеи иногда нарушают законодательство: это и недостаточное финансирование, и незнание законов, и нехватка специалистов. Но наша задача не наказывать нарушителей, а помочь исправить ошибки и наладить работу.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100