Как влюбить молодежь в технику, или С чего начинается модернизация экономики?

Еще одно слово в политобиходе вдруг стало модным – модернизация.

news_top_970_100

КСТАТИ. По словам замминистра промышленности и торговли РТ Гульнары Ахмадеевой, в 2009 году бюджетные места на технические специальности в вузах Татарстана не были заполнены даже наполовину. На различные технические специальности поступили только 246 студентов-целевиков.

ИДЕЯ. Вспомнить те времена, когда в нашей стране проводили индустриализацию, провозгласив лозунг «Кадры решают все», и воплотили в жизнь госпрограмму подготовки технических кадров - трудрезервов? Слепо копировать ее не получится - она отличалась довольно жесткими методами, а сейчас другие времена. На мой взгляд, увлечь техникой детей, подростков и молодежь можно и без «оргмер». Причем так, что от желающих работать в промышленности отбоя не будет. Я предлагаю вспомнить полузабытый, но эффективный метод воспитания и образования подрастающего поколения - через интерес и труд. Но труд не в тягость, не по принуждению, а добровольный, когда дети и подростки работают с радостью. Речь о техническом творчестве и технических видах спорта, которые успешно функционировали в Казани, Татарии и СССР до 90-х годов прошлого века.

РЕТРО. В те годы эта внешкольная, почти сказочная страна техники работала прекрасно. Кружков и секций для юных техников было много. Только в одной Казани действовали 13 клубов юных техников (КЮТ), две (городская и республиканская) станции юных техников (СЮТ). А все районные дома пионеров имели технические кружки. Результаты наблюдались поразительные! Занимавшиеся там мальчишки лет через 5 - 6 без колебаний и проблем поступали в техникумы, технические вузы, военные училища и становились прекрасными специалистами в промышленности и в армии.

ПЛЮСЫ. Когда ребенок в техническом кружке создает свою модель самолета или корабля, то он от начала до конца все делает сам: ее собирает, проводит испытания, участвует в соревнованиях. В таком творчестве многое сливается в единое целое: мечта мальчишки, труд в радость, получение им трудовых, социальных и спортивных навыков. А в конечном итоге вступающий в жизнь человек получает правильное воспитание и дополнительное образование. У него организован полезный досуг. А главное, он быстро и верно выберет профессию, родственную профилю своего техкружка. И станет творческой личностью. Многие родители и учителя через год-два не узнавали своих мальчишек.

- Что вы сделали с нашими ребятами? - спрашивали они. - Мальчишки каждый день рвутся в кружок, мечтая о технике и победах на соревнованиях.

Это была именно та сказочная страна, где перековывался, воспитывался, мечтал и отдыхал любой мальчишка, хоть немного заболевший техническим творчеством. Как он был счастлив, когда сконструированная им самоделка двигалась! Как гордился, когда никто не верил, что модель сделана им, а не куплена в магазине.

ЧТО СТАЛО. От той системы мало что осталось. В миллионной Казани работают уже не 15, а всего два центра технического творчества. В детских центрах технических отделов просто нет. Несмотря на это, у нас еще есть отдельные крупные достижения, показывающие огромный потенциал детского технического творчества. Четыре года назад казанский школьник Станислав Черемисов сконструировал и изготовил дистанционно пилотируемый летательный аппарат для сельского хозяйства и получил патент на изобретение. Чем не начало нанотехнологий?! Сейчас Станислав заканчивает КГТУ им. Туполева и уже работает конструктором в авиационном конструкторском бюро.

ДОСТИЖЕНИЯ есть, но стройной системы нет. Возродить ее еще можно, хотя потребуется время, а главное, деньги. Но разве экономят на будущем страны? Тем более что здесь попутно решается еще и масса других острых проблем. Досуга детей, спасения их от криминала и тлетворного влияния улицы, подготовки молодежи к армии... Добрая половина выпускников технических кружков нацелена на поступление в военные училища. Приведем в качестве примера выбор жизненного пути последних наших учеников. Наиль Султанов – мастер спорта, многократный чемпион России и Татарстана по судомодельному спорту, стал курсантом Санкт-Петербургского нахимовского военного училища. Артур Сабитов в прошлом году установил 7(!) рекордов России по авиамодельному спорту. Он заканчивает школу и мечтает о поступлении в военное летное училище.

11 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КАК ВОЗРОДИТЬ. Думаю, свое слово скажет и возрождающаяся система ДОСААФ. С ней надо сообща работать по воссозданию технических и военно-технических видов спорта. Для это нужно не так много:

1. В каждом районе создать СЮТ (станции юных техников) и КЮТ (клубы юных техников).

2. Во всех детских центрах возродить технические кружки.

3. Стимулировать к работе с юными техниками специалистов-производственников и военных. Молодым предоставлять жилье на льготных условиях. Причем если согласны отработать на этой ниве 15 - 20 лет - то бесплатно. Представлять лучших к званию «Заслуженный учитель РТ».

4. Оказывать материальную, методологическую и организационную помощь создаваемым КЮТ и СЮТ.

5. По аналогии с футбольной открыть в Казани школу-интернат для одаренных юных техников в парке Победы или в районе старого аэропорта с полигоном для испытания моделей и площадкой для показательных выступлений.

6. Поднять престиж технического творчества. Проводить регулярные массовые соревнования юных техников на стадионах, приглашая туда школьников с родителями.

7. Учредить гранты лучшим организациям ЮТ, учащимся и педагогам.

8. Внести предложения в Мин-обрнауки РФ и РТ о частичной замене уроков труда техническим творчеством и техническими видами спорта, как это делается, скажем, в Китае.

9. СМИ постоянно освещать проблемы, планы и достижения юных техников РТ.

10. Принять все меры по становлению материальной базы всех учреждений ЮТ.

11. Чтобы сохранить все ценное из прошлого, настоящего и будущего, создать музей технического творчества «Кулибины Татарстана».

Уверен, дело пойдет! Заревут моторчики и полетят яркие самолетики навстречу мечте их юных создателей!

ВМЕСТО ЭПИЛОГА. Знакомый рассказывал, как в Калининграде после показательных полетов истребителей СУ-27 он подошел к группе летчиков. Оказалось, их командир, подполковник Вячеслав Маркелов, родом из Казани. Обрадовавшись встрече с земляком, военный летчик упомянул, что свой путь в авиацию ВМФ он начал в Бауманском клубе юных техников, находившимся на улице Кирова, 13. И попросил передать привет всем авиамоделистам клуба. Но я разочаровал своего знакомого. Передавать привет некому: этого клуба нет уже лет 15 – закрыт был при слиянии Бауманского и Вахитовского районов. Чиновники решили, что двух клубов юных техников многовато...

В те годы разбрасывали камни основательно. Не пора ли уже, засучив рукава, собирать их? Пока еще живы те, кто знает, как это сделать.

Комментарий. Игорь Федоров, доцент, директор Института довузовской подготовки КГТУ им. Туполева:

- Предложения нужные и дельные. Но полностью советскую систему технического творчества перенимать не стоит. Надо взять все хорошее и ценное, что было когда-то, с учетом современных достижений техники и технологий. В частности, информационных технологий.

news_right_column_240_400