- Иван Иванович, Всевышний милует пока Татарстан, больших пожаров, как в соседних регионах, нет. Что это – природная особенность республики или хорошая подготовка всех служб?
- Скорее всего, и то, и другое. Если сравнить с ближайшими нашими соседями, у которых сейчас аховое положение, – республикой Марий Эл, то там лесные массивы очень густые, сплошная тайга. Техника во многие места просто не в состоянии проехать. Если загорится где-то в укромном уголке, потушить почти нереально.
В нашей республике лесов даже больше, чем у соседей. У них 1млн 240 тысяч гектаров, у нас около 1 млн 300 тысяч. Но они расположены отдельными массивами. Практически везде есть дороги. Этот факт - большой плюс для нас.
Спасительно для нас и то, что в Татарстане почти все время засухи безветренно. В Марий Эл, напротив, сильные ветры, которые, как кузнечные меха, хорошо раздувают даже чуть тлеющие головешки, не говоря уж об открытом пламени.
Что касается подготовки служб, практика показала, что она организованнее, чем в остальных регионах. Кто может лучше знать природу лесного пожара, все нюансы его локализации и тушения? Конечно же, лесник. Нисколько не хочу умалить героический труд спасателей, но борются они с пожарами по своей специфике, как если бы горели здания. Поливают место, где наибольшее горение. Вероятнее всего, так действовали в тех регионах, где огонь нанес наибольший урон.
Лесной пожар нужно перехитрить. У него есть фронт, фланги и тыл. Чтобы ликвидировать огонь, необходимо отсечь фронт, а не заливать бушующий пламенем тыл.
К примеру, не так давно горел у нас участок в 500 кв. метров. Огонь верховой, тушить тяжело. Мы решили поджечь лес ему навстречу. Воспользовались поперечной дорогой, проходящей впереди направления пожара, быстро распахали ее и подожгли траву. Огонь моментально занялся, возникла тяга, когда одно тепло притягивает другое, и пламя пошло навстречу пожару. Вскоре они встретились как два огненных прибоя, общее пламя взметнулось метров на 20 и через некоторое время опало. Огонь, погладив деревья на этом участке, сам по себе потух. Жертвуя малым, сохранили большее. Слава богу, татарстанские спасатели понимают обстановку и действуют в слаженном тандеме с работниками лесхоза. Наши специалисты, их техника, людские ресурсы идеально дополняют друг друга. Я благодарен спасателям за понимание и сотрудничество. В регионах, где огонь нанес максимальный урон, главная задача, на мой взгляд, - отстоять населенные пункты. У нас - МЧС РТ, министерства лесного хозяйства - цель иная: не допустить лесных пожаров.
- Что делается для этого?
- Многое. У руководителей лесного хозяйства на разных уровнях утро начинается с анализа прошедших суток. Обстановка напоминает военную, и, кстати, лесничие сменили официальную форму на камуфляж. В нем удобней проводить ежедневный наземный и воздушный патруль. Главное сейчас для нас – это постоянный контроль и патрулирование. Если возникают мелкие очаги, то они сразу же тушатся, не успев толком разгореться.
- Марийские лесничие жалуются на плохое обеспечение тяжелой техникой. А в Татарстане как?
- В лесном хозяйстве не было обновления техники лет 15 - 20. За последние два года ситуация несколько изменилась, но до идеала еще далеко. Сейчас в республике всего 18 пожарно-химических станций. Их, кстати, тоже частично оснастили пожарно-техническим инвентарем, транспортом. А нужно в реальности по одному на каждое лесничество, в наиболее пожароопасные – Агрызский, Зеленодольский, Елабужский, Нижнекамский районы и так далее, где много хвойного леса и растут вековые сосны, даже по две ПХС. В общей сложности необходимо примерно 40 станций.
Помимо технического оснащения остро стоит кадровый вопрос. Возьмем спасателей, у них строго выполняемый график. Отработал свою смену – отдыхай сколько положено. А вы посмотрите на наших лесников! Лица закопченные, глаза красные, воспаленные от постоянного недосыпания. У участкового лесничества всего лишь четыре инспектора на 7 тысяч гектаров леса. Хорошо, если им удастся урвать 3 - 4 часа сна, а так все время на ногах. Попробуй, угляди всю территорию.
- Какие районы вызывают у вас наибольшую тревогу?
- Там, где хвойные леса, вдоль железнодорожных насыпей. С трудом, но одолели торфяник в районе Высокой Горы, вызывает беспокойство торфяник в Бирюлях, хотя он и потушен. Тревожно за территории, где отдыхают люди. Свыше 90 процентов причин возникновения пожара – человеческая беспечность и халатность. Увы, сколько бы мы ни просили население воздержаться от поездок в лес, нарушителей хватает.
КСТАТИ. Распоряжением Кабинета министров Республики Татарстан от 5.08.2010 №1270-р до 1 сентября этого года продлен особый пожароопасный режим. Это означает, что ограничено посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, кроме тех, чья деятельность связана с работой в лесу. Категорически запрещено разведение костров в лесах, проведение пожароопасных работ (сжигание порубочных остатков, сварочные работы, варка битума и т.д.). Штраф за разжигание огня на территории лесных массивов – от одной до полуторы тысячи рублей.