Лима Кустабаева: Цифровые технологии делают народную культуру открытой для всех

Как цифровизация может повлиять на сохранение культурного наследия? Сложно ли найти общий язык культуре и «цифре»? Какую важную социальную роль играют Дворцы культуры? Об этом наша беседа с народной артисткой России, заслуженным деятелем искусств России и Татарстана, профессором Лимой Кустабаевой.

news_top_970_100

Лима Кустабаева – народная артистка России, заслуженный деятель искусств Татарстана и России, член-корреспондент Международной академии информатизации. Более 30 лет была главным хормейстером и художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца РТ, где создала выдающиеся вокально-хореографические полотна, вошедшие в золотой фонд культуры Российской Федерации.

В 2000 году была режиссером Большого сабантуя в Березовой роще, который посетил Президент России Владимир Путин. С 2000 года – директор, а сейчас – заместитель директора по творческой работе Культурного центра «Сайдаш». Автор сценариев, режиссер и организатор многих значимых народных праздников и масштабных культурных проектов, среди которых фестиваль «Халык Мәхәббәте Лауреаты» – «Лауреат народной любви», посвященный Салиху Сайдашеву, международный фестиваль-конкурс народного песенно-танцевального искусства «Казан сөлгесе» – «Казанское полотенце».

В этом году Лима Кустабаева выдвинута на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

 

Фото: © Фарит Муратов

«Цифра» стирает все границы

В XXI веке цифровизация и культура тесно связаны. Народные танцы, песни, обряды, традиционные ремесла – все это необходимо сохранять для будущих поколений. Современные технологии открывают для этого огромные возможности. Цифровизация делает народную культуру открытой, доступной для молодежи, которая практически постоянно находится в интернете.

Изучение, сохранение, распространение, потребление и созидание – вот пять важных направлений, в которых необходимо развивать взаимодействие культурного наследия и «цифры». Сейчас при помощи компьютерных технологий создается новая культура, новые направления и жанры искусства, которые тоже останутся в истории.

Когда вы в работе впервые столкнулись с необходимостью использования новых технологий?

Когда началась пандемия, мы стали проводить в онлайн-режиме международный фестиваль народного творчества «Казанское полотенце». Дистанционный формат имеет свои положительные моменты – он расширяет границы. Они просто стираются – с нашим искусством знакомятся в других странах, на других континентах.

Не у всех есть деньги, чтобы приехать на фестиваль и представить здесь свои номера. А онлайн-формат делает участие доступным для всех желающих – сними свое выступление на видео и пришли в оргкомитет конкурса. Не случайно в период пандемии количество участников «Казанского полотенца» выросло в разы. Мы получаем заявки со всех регионов России, из Америки, Японии и других стран. Сохранился у нас и офлайн-формат.

А какие минусы при проведении конкурсов и фестивалей в формате онлайн?

Естественно, живое исполнение, непосредственный контакт со зрителями – это другие ощущения. При дистанционном участии такого контакта не возникает. Это, пожалуй, единственный минус. Других серьезных отрицательных моментов я не вижу. Конечно, возникают технические проблемы, но их можно решить.

Помню, когда первый раз участвовала в онлайн-конференциях и конкурсах в качестве члена жюри, возникали вопросы: как поставить телефон, чтобы видеокамеру правильно направить, как подключиться к видеоконференции… Но быстро разобралась. Оказалось, ничего страшного в этом нет, все довольно просто. Кстати, после огромной аудитории в онлайн-трансляциях, масштаб офлайн-мероприятий кажется уже мелковатым…

«Сайдашев и при жизни не был обласкан властями»

Лима Галиевна, вы сделали очень много, чтобы увековечить имя Салиха Сайдашева, возродить интерес к его творчеству, его личности…

Интерес к творчеству Сайдашева был всегда. Я его не возродила, а по-новому раскрыла народу музыку Сайдашева. Работая в ансамбле песни и танца РТ, создала большую программу «Мой Сайдаш». В нее было вложено много любви, благодарности к этому человеку.

В 1990 году, к 90-летию Сайдашева, как сценарист и режиссер делала большой концерт в Москве, в центральном концертном зале «Россия». Этот концерт был историческим. Там впервые масштабно было представлено многогранное творчество Сайдашева: сцены из легендарной «Голубой шали», других спектаклей, песни, романсы. Произведения Сайдашева исполняли симфонический оркестр Татарстана, ансамбль песни и танца РТ, солисты театра оперы и балета, звезды, такие как Ильхам Шакиров, Хайдар Бегичев, Вафира Гизатуллина. Вели программу Светлана Моргунова и Ильдус Сафин. Концерт прошел триумфально. Идея программы была такая: «Воздвигнем памятник Сайдашеву!»

Реальный памятник композитору в Казани воздвигли только через 15 лет, почему так долго пришлось ждать?

Это сложно понять и объяснить. Сайдашев и при жизни не был обласкан властями, и после смерти тоже. И это при огромной народной любви…

В 1999 году на улице Баумана открывали памятник Шаляпину. Мне позвонил Камиль Исхаков, который тогда был мэром Казани, и предложил стать автором сценария и режиссером торжественной церемонии. Мы пригласили родственников Шаляпина из Америки, Италии. На церемонии присутствовал Минтимер Шаймиев с супругой, Наина Ельцина, Валентина Матвиенко… У подножия памятника артисты ансамбля песни и танца Татарстана станцевали вальс Сайдашева. Рабит Батулла прочитал стихи Зульфата, где были такие строки: «Наступит день, когда бронзовый Шаляпин будет приветствовать бронзового Сайдашева».

Слова поэта оказались пророческими…

Да, в 2005 году после многих обращений общественности в Казани, на улице Татарстан, у здания КГУ, открыли памятник композитору. Я была режиссером торжественной церемонии. 

Несколько раз подавала заявки на грант, чтобы организовать у памятника, под открытым небом, ежегодный праздник профессиональной музыки. Только в 2015 году, в год 115-летия со дня рождения Салиха Сайдашева, состоялся первый фестиваль «Лауреат народной любви». Название – это строка из стихотворения Махмута Хусаина. Поэт посвятил его Сайдашеву еще при жизни композитора. 

«Лауреат народной любви» – это музыкально-поэтический марафон, в котором принимают участие танцевальные, вокальные коллективы, оркестры, хоры, актеры театра имени Галиаскара Камала и других казанских театров, артисты филармонии, джаз-оркестр «Фантазия». Вместе с известными артистами на сцене выступают студенты творческих вузов. 

После выхода на пенсию жизнь только начинается

Уже много лет ваша деятельность связана с Культурным центром «Сайдаш»…

В 2000 году глава администрации Советского района Казани Альберт Камалеев предложил мне возглавить ДК Строителей, который город передал в ведение района.

Как восприняли это предложение?

Сначала подумала: как же я после работы с профессиональным коллективом приду в клуб? Но потом поняла, что здесь есть отличная сцена, репетиционные площадки и для танцоров, и для оркестров, и для хора… Еще раз хорошо подумала и с благодарностью приняла предложение. 2000 год – год 100-летнего юбилея Сайдашева, и я предложила переименовать Дворец культуры Строителей в КЦ «Сайдаш». Альберт Камалеев идею полностью поддержал.

В 2019 году обновленный КЦ «Сайдаш» открылся после реконструкции. Президент Татарстана Рустам Минниханов лично обошел все залы, репетиционные и гримерные комнаты, познакомился с современным сценическим оборудованием, которым оснащен наш центр.

В Казани за последнее время капитально отремонтированы и обновлены несколько культурных центров…

Это большое и важное дело. Дворцы и Дома культуры всегда играли большую роль в жизни города, потому что это доступные, демократичные и в то же время профессионально оснащенные очаги культуры, где можно заниматься вокалом, хореографией, музыкой, рисованием, другими видами творческого досуга. Культурные центры решают огромную социальную проблему – организуют досуг пожилых людей. К нам приходят все больше пенсионеров – движение жизнелюбов набирает силу. На занятиях в кружках люди находят друзей, единомышленников и искренне говорят, что после выхода на пенсию жизнь только начинается.

Чем сейчас живет КЦ «Сайдаш»?

Помимо концертов, работы множества самых разнообразных кружков, студий для детей, подростков, молодежи и взрослых, мы привлекли известные профессиональные коллективы: джаз-оркестр «Фантазия», камерный балет «Пантера» Наиля Ибрагимова.

С талантливым танцовщиком и хореографом, одним из моих учеников по Государственному ансамблю песни и танца РТ Тагиром Латифуллиным, создали театр танца «Сайдаш». Коллектив очень востребован. Ребята выступали во многих городах России, побывали на гастролях во Франции, Японии, других странах ближнего и дальнего зарубежья.

КЦ «Сайдаш» живет насыщенной жизнью. Буквально на днях провели литературно-музыкальный вечер народного поэта Татарстана, лауреата Тукаевской премии Марселя Галиева. В концерте участвовали ведущие мастера искусств Татарстана: певцы, актеры драматических театров, оркестры, поэты. Впереди много планов и интересных проектов в рамках 50-летнего юбилея КЦ «Сайдаш».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100