В России такого дня пока нет, да и чрезмерное потребление товаров населению не грозит. Тем не менее продавцы ежедневно прибегают ко множеству уловок и приемов для того, чтобы покупатели оставляли в магазинах как можно больше денег. Об этом «КВ» беседуют с замначальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Диной Майловой.- Дина Бурхановна, часто ли к вам обращаются потребители, купившие товар импульсивно, сверх запланированного?
- Да, такие обращения нынче нередки. Но потребителям надо знать, если есть вся необходимая информация о товаре и он не навязан продавцом (покупка одного товара не обусловлена покупкой другого), то законодательство в сфере защиты прав потребителей не поможет. - Как же продавцам удается убедить нас сделать ненужную покупку?
- Как правило, продавцы хорошо знают психологию людей и с успехом применяют это на практике. Вы замечали, что в супермаркетах продукты первой необходимости (молоко, хлеб) размещены в самой глубине торгового зала? Это сделано для того, чтобы покупатели обошли как можно больше пространства – авось что-нибудь еще прихватят! При этом часто в магазинах нет или имеются в ограниченном количестве корзинки. Зато много тележек, в которые можно положить больше товара. Вдруг покупателя от дополнительной покупки остановит нехватка места в корзинке? Этого продавец не может допустить! - Есть даже такая профессия - мерчендайзер...
- Суть его работы – расставить товар на полках так, чтобы на них упал глаз покупателя. Например, установлено, что, входя в торговый зал, большинство людей сначала обозревает предметы, находящиеся справа. Вспомните себя в музеях и картинных галереях... Действительно, мы в первую очередь смотрим на стеллажи, расположенные справа. А там, как правило, находятся товары, которые продавец хочет продать подороже. - Какие еще уловки у торговли?
- Есть прием, называемый «паровозом». Это когда рядом находятся сопутствующие товары. Например, жидкость для глажения белья рядом с утюгами, моющие средства рядом со стиральными машинами. Иногда мы видим полупустую полку с каким-либо товаром и логично предполагаем, видимо, товар-то хороший и качественный, раз так быстро раскупается! Часто рядом с дорогой продукцией разложен товар с «красной» привлекательной ценой. Стоя в очереди к кассе, мало кто удержится от пополнения своей корзинки шоколадками, жевательными резинками, батарейками. Это и есть очередной ход мерчендайзера, рассчитанный в основном на импульсивного покупателя. Дети тоже не обойдены вниманием. На нижних полках размещаются игрушки и сладости в расчете на удачный симбиоз детской настойчивости и родительской мягкотелости. - Иногда из магазина не хочется уходить - такая приятная музыка там играет...
- Звуковое воздействие на покупателей - тоже один из приемов. Если в магазине звучит энергичная музыка, то вы и двигаетесь быстрее. А это гарантия того, что обойдете больше торговых полок. Песни чаще звучат иностранные - вдруг слова отечественной навеют грустные воспоминания? Но потребителям надо помнить и о том, что ценник яркого цвета - не всегда гарантия того, что товар продается со скидкой. А если к товару прилагается подарок, то стоимость презента, скорее всего, заложена в основной продукции.- Правда, что нередко продавцы манипулируют с весом на упаковке?
- Это касается дорогих тортов, мясных, колбасных изделий и разных деликатесов, когда указывается цена товара не за килограмм, а за 100 граммов. К слову, также в ходу указание стоимости абонентской платы не за месяц, а за день, час или минуту. В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению веса упаковки продуктов. Это касается сыпучих продуктов, молочной, хлебной продукции, масла сливочного, растительного. При этом цены зачастую не ниже, чем на привычные вес или объем товара. В этом случае потребитель должен внимательно изучить предоставляемую информацию, чтобы не было неприятных сюрпризов. - Какие приемы чаще всего использует рыночная торговля?
- Кто из нас не слышал фраз: «Это последний экземпляр, завоз не ожидается», «У нас самые низкие цены», «Я сама ношу эту вещь», «Эта вещь вам идет как никому»... Достоверность заявлений проверить невозможно, а цель их одна - продать товар. - Какой же универсальный совет вы дадите нашим читателям?
- Самый оптимальный способ не купить лишнего и сэкономить деньги – перед походом в магазин составить список необходимого, взять волю в кулак и не брать с собой большие суммы.
- Да, такие обращения нынче нередки. Но потребителям надо знать, если есть вся необходимая информация о товаре и он не навязан продавцом (покупка одного товара не обусловлена покупкой другого), то законодательство в сфере защиты прав потребителей не поможет. - Как же продавцам удается убедить нас сделать ненужную покупку?
- Как правило, продавцы хорошо знают психологию людей и с успехом применяют это на практике. Вы замечали, что в супермаркетах продукты первой необходимости (молоко, хлеб) размещены в самой глубине торгового зала? Это сделано для того, чтобы покупатели обошли как можно больше пространства – авось что-нибудь еще прихватят! При этом часто в магазинах нет или имеются в ограниченном количестве корзинки. Зато много тележек, в которые можно положить больше товара. Вдруг покупателя от дополнительной покупки остановит нехватка места в корзинке? Этого продавец не может допустить! - Есть даже такая профессия - мерчендайзер...
- Суть его работы – расставить товар на полках так, чтобы на них упал глаз покупателя. Например, установлено, что, входя в торговый зал, большинство людей сначала обозревает предметы, находящиеся справа. Вспомните себя в музеях и картинных галереях... Действительно, мы в первую очередь смотрим на стеллажи, расположенные справа. А там, как правило, находятся товары, которые продавец хочет продать подороже. - Какие еще уловки у торговли?
- Есть прием, называемый «паровозом». Это когда рядом находятся сопутствующие товары. Например, жидкость для глажения белья рядом с утюгами, моющие средства рядом со стиральными машинами. Иногда мы видим полупустую полку с каким-либо товаром и логично предполагаем, видимо, товар-то хороший и качественный, раз так быстро раскупается! Часто рядом с дорогой продукцией разложен товар с «красной» привлекательной ценой. Стоя в очереди к кассе, мало кто удержится от пополнения своей корзинки шоколадками, жевательными резинками, батарейками. Это и есть очередной ход мерчендайзера, рассчитанный в основном на импульсивного покупателя. Дети тоже не обойдены вниманием. На нижних полках размещаются игрушки и сладости в расчете на удачный симбиоз детской настойчивости и родительской мягкотелости. - Иногда из магазина не хочется уходить - такая приятная музыка там играет...
- Звуковое воздействие на покупателей - тоже один из приемов. Если в магазине звучит энергичная музыка, то вы и двигаетесь быстрее. А это гарантия того, что обойдете больше торговых полок. Песни чаще звучат иностранные - вдруг слова отечественной навеют грустные воспоминания? Но потребителям надо помнить и о том, что ценник яркого цвета - не всегда гарантия того, что товар продается со скидкой. А если к товару прилагается подарок, то стоимость презента, скорее всего, заложена в основной продукции.- Правда, что нередко продавцы манипулируют с весом на упаковке?
- Это касается дорогих тортов, мясных, колбасных изделий и разных деликатесов, когда указывается цена товара не за килограмм, а за 100 граммов. К слову, также в ходу указание стоимости абонентской платы не за месяц, а за день, час или минуту. В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению веса упаковки продуктов. Это касается сыпучих продуктов, молочной, хлебной продукции, масла сливочного, растительного. При этом цены зачастую не ниже, чем на привычные вес или объем товара. В этом случае потребитель должен внимательно изучить предоставляемую информацию, чтобы не было неприятных сюрпризов. - Какие приемы чаще всего использует рыночная торговля?
- Кто из нас не слышал фраз: «Это последний экземпляр, завоз не ожидается», «У нас самые низкие цены», «Я сама ношу эту вещь», «Эта вещь вам идет как никому»... Достоверность заявлений проверить невозможно, а цель их одна - продать товар. - Какой же универсальный совет вы дадите нашим читателям?
- Самый оптимальный способ не купить лишнего и сэкономить деньги – перед походом в магазин составить список необходимого, взять волю в кулак и не брать с собой большие суммы.