Мой сосед по парте - «инопланетянин»

Где лучше учиться ребенку-инвалиду - в специализированной или общеобразовательной школе? Возможно ли в обычной школе создать все необходимые условия для обучения «необычных» детей? Эти и многие другие проблемы казанские педагоги обсудят на семинаре, который организует Городской центр образования взрослых.

news_top_970_100

Педагоги, психологи, медики и родители приводят множество аргументов за и против совместного обучения детей с ограниченными физическими возможностями и здоровых ребят. Самый главный аргумент против - в наших общеобразовательных школах пока не созданы специальные условия для обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Создание доступной, безбарьерной среды - вопрос, при желании вполне решаемый. Но вокруг инклюзивного (включенного) образования существует немало мифов. Насколько они реальны?

КСТАТИ

Закон об образовании инвалидов планирует принять Московская городская Дума в этом году. Этот документ будет устанавливать определенные права детей с ограниченными возможностями, в том числе на обучение в классах вместе с обычными школьниками. Аналогичного федерального закона пока нет. Рассмотрение нормативного акта приурочено к Году равных возможностей, который объявлен в Москве.

МИФ ПЕРВЫЙ. Обучаясь в смешанном классе, дети-инвалиды не будут получать должного внимания и поддержки, а значит, будут отставать в учебе.

Это не так. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают ИНДИВИДУАЛЬНУЮ поддержку всем ученикам. Гибкое расписание, постоянное общение с родителями, медиками, психологами, совместная внеклассная работа помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды каждого ребенка - как здорового, так и с ограниченными физическими возможностями. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда намного эффективнее индивидуальные занятия. Здесь самое важное, чтобы дети находились среди сверстников и чувствовали себя частью коллектива.

Исследования и опросы школьников, учителей и родителей показывают, что, наоборот, между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне дружеские отношения. Постоянное общение помогает детям более терпимо, с уважением относиться к тем, кто не такой как все, и они уже не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Для них ребенок-инвалид не «инопланетянин», не чужак, а обычный человек.

МИФ ТРЕТИЙ. Учителя общеобразовательных школ не знают, как учить детей с инвалидностью.

Безусловно, в обучении детей-инвалидов есть своя специфика. Но учителя знают, что даже в любом обычном классе нет детей с равными способностями. Кто-то усваивает материал быстрее, кто-то медленнее, кто-то с легкостью решает задачки и уравнения, а кому-то легче даются гуманитарные науки. Поэтому в любом случае приходится учитывать особенности и возможности каждого ребенка - с инвалидностью или без инвалидности.

Да, сейчас у родителей детей-инвалидов появилась возможность выбора школы и формы обучения для их ребенка. Где и как он будет учиться - это только их совместное решение. Но чтобы сделать правильный выбор, лучший и безопасный именно для ребенка, нужно еще раз взвесить все за и против.

СПРАВКА

Сегодня в школах Казани обучаются 256 тысяч детей, из них примерно 2700 имеют особые образовательные потребности в различной степени. 1380 детей с особыми потребностями обучаются в коррекционных образовательных школах-интернатах, остальные дети - в общеобразовательных школах. 460 детей находятся на надомном обучении.

По статистике каждый шестой ребенок в России, чтобы нормально учиться, нуждается в специальных образовательных условиях.

news_right_column_240_400