Можно ли примирить больного раком со своим недугом?

«Она примиряет тяжелобольных со своей болезнью и помогает им жить, - сказал о психологе Резеде Нугаевой главврач отделения хосписной (паллиативной) помощи Республиканского онкодиспансера Ильдар Шаймуратов. – Ее пациенты - больные на последней стадии рака и их родственники».

news_top_970_100

- Резеда Ризовна, где берете силы работать с такими людьми? – спросил корреспондент «КВ» специалиста.

Шок

- Когда человек узнает, что он болен раком, у него и родственников наступает шок. Все принимают диагноз как смертный приговор. Но любой врач-онколог скажет: это не конец! За жизнь можно и нужно бороться. Надежда есть всегда. Врачи приведут массу примеров, когда безнадежный больной, которому отводилось 2 - 3 месяца, жил несколько лет. Это не чудо. Просто человек смог найти в себе эмоциональные ресурсы, которые дали силы на жизнь. Задача психолога - вместе с пациентом и его близкими постараться обнаружить в себе эти ресурсы. Этим мы с онкологами и занимаемся.

Нет!

- Как же учите быть сильными?

- После правды о диагнозе больной и семья проходят несколько стадий. Вначале шок и агрессия: почему такое произошло именно с ним и за что такие страдания? Затем депрессия: зачем лечиться, если все равно умирать? Потом отрицание болезни: больной отказывается ее принимать. Все это своего рода психологическая защита. Мы с онкологами помогаем преодолеть эти стадии, чтобы человек смог принять болезнь. Научиться жить с ней и спокойно говорить о лечении – длительных, изнуряющих курсах химиотерапии.

- Правда, что страшный диагноз каждый переживает по-своему?

- Да, многие, чтобы избежать жалости, стараются не говорить о своей болезни. Значит, нужно держать себя с больным и его семьей так, чтобы подобного желания не возникало. Мол, да, есть проблема, но я лечусь. Глядя на внутренне уверенного в себе человека, не приходит в голову пожалеть его. Но другая категория больных, которым не хватает внимания, наоборот, хочет рассказать о своей болезни как можно большему количеству людей. Третьи несут свой диагноз как знамя и при каждом удобном случае шантажируют им близких. С этими приходится разговаривать жестко. Да, тебе больно и плохо, но такое поведение только отталкивает жену (мужа) и детей. Болезнь не должна быть способом получения порции любви и заботы.

- Некоторые принимают недуг как божью кару…

- На первых сеансах мои пациенты очень часто говорят об этом. Мол, наверное, меня Бог наказал за что-то. Нет! Всевышний любит нас такими, какие мы есть. И если он нам послал испытание, то лишь для того, чтобы вы поняли то ценное, чего не замечали доселе. Например, любовь близкого человека.

С кем сложнее?

- С кем вам сложнее: с пациентом или его семьей?

- Парадокс, но с семьей. Быть родственником такого больного - тяжелейшая психологическая нагрузка. После наших бесед больной осознал свое состояние, принял болезнь. Он старается как можно спокойнее относиться к ней. Человек понимает: жизненный лимит у него минимальный. Поэтому пытается использовать его по максимуму. Хочет как можно больше общаться с близкими. Рассказывать им о своей жизни, дать последние наставления о том, как и где его похоронить. Привести в порядок свои земные дела. Для больного это очень важно. Но близкие подобные признания отвергают. Некоторые уходят от разговора, отказываясь слушать. Очень многие скрывают свое бессилие перед болезнью за бурной деятельностью. И вместо того чтобы посидеть с больным, ходят в аптеку, убираются дома и делают еще массу дел. Тяжелобольного раздражает эта деятельная суета. Ему хочется, чтобы его взяли за руку, выслушали и помолчали вместе с ним. Все это приносит облегчение. И наоборот, чрезмерное проявление деятельной заботы и любви тяготит.

Кому труднее?

- Болезнь одинакова тяжела для мужчин и для женщин?

- В физическом плане да. В эмоциональном мужчины переживают сильнее. Они страдают не столько от болей, сколько от бездействия. Всю жизнь мужчина строил карьеру, обеспечивал семью, был сильным и вдруг вынужден стать обузой. Выходит, все, чего добился, не нужно? Задача психолога - помочь больному правильно оценить жизнь. Доказать, что в то время работа и достаток в семье были действительно важны, поскольку это делалось ради близких людей. Но сейчас нужно понять, что главное его богатство – жена и дети, их любовь и внимание.

Надежда

- От медсестры, которая ежедневно общается с тяжелобольными, я услышала фразу: «Мы научились у больных понимать ценность каждого дня»…

- Когда стоишь на пороге небытия, оцениваешь жизнь иначе. Здоровым стоит поучиться мудрости у больных. Тому, как они радуются простым вещам, на которые мы из-за вечной спешки не обращаем внимания. Мои пациенты находят немало поводов для получения удовольствия в часы, когда приступы болезни утихают. Они понимают ценность отношений с близкими. И стараются больше получать позитивных впечатлений: общаются с детьми, внуками, животными. Некоторые по совету психолога составляют свои родословные с генеалогическим древом, пишут историю семьи. К этой работе приобщаются все близкие. Она всех сближает. Дети и внуки ищут информацию в интернете, старшие делятся воспоминаниями. Наш больной забывает о страданиях. Он счастлив близостью семьи.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100