Об этом мы беседовали с гостями редакции «Казанских ведомостей», солистками Казанской городской филармонии - народной артисткой РТ Алиной Шарипжановой и заслуженной артисткой РТ Мариной Карповой, которые уже четыре раза побывали с концертами в зоне СВО.
Алина Шарипжанова родилась в г. Ершове Саратовской области. Окончила Казанский государственный университет культуры и искусств, класс народной артистки РФ и РТ профессора Венеры Ганеевой. Также окончила Казанский институт экономики, управления и права, специалист по уголовному праву. Лауреат фестиваля «Татар җыры», многих российских и международных конкурсов.
Марина Карпова родом из г. Октябрьского (Республика Башкортостан). Училась в Санкт-Петербургском государственном институте культуры на отделении народного вокала. Перевелась в Москву. Окончила Московский государственный музыкально-педагогический университет им. М.М.Ипполитова-Иванова, класс народной артистки России Надежды Крыгиной. После окончила магистратуру МГУ по специальности «управление в культурной политике». Почти 8 лет проработала в Москве, в Государственном академическом русском народном хоре им. М.Е.Пятницкого.
«С этими же песнями будем встречать вас с победой!»
- Как появилась такая идея создания фронтовой бригады артистов?
Алина Шарипжанова: Так получилось, что два года назад нам выпала честь провожать наших татарстанских ребят на СВО. Это был первый татарстанский полк - 1200 человек. В торжественном мероприятии участвовали артисты. Для нас это был незабываемый момент. Когда видишь слезы жен, матерей, которые провожают на фронт своих мужчин, ты словно переносишься в далекие сороковые… Мы с Мариной со сцены пообещали: «Ребята, вот сейчас мы вас с этими песнями провожаем, с этими же песнями будем встречать с победой!» Через какое-то время нам от Министерства культуры РТ поступило предложение поехать в зону СВО, навестить тех, кого мы провожали.
- Как собиралась фронтовая бригада?
Марина Карпова: Наша фронтовая бригада яркая - у нас представители камерного хора под управлением Миляуши Таминдаровой, Государственного ансамбля песни и танца РТ, баянист Марсель Вахитов, пианист Максим Мулин, директор Большого концертного зала им. Сайдашева Инга Новикова.
Алина Шарипжанова: С нами ездили заместитель министра культуры РТ Ленар Саетзянович Хакимзянов и член Общественного совета ВОД «Союз танкистов России» генерал-лейтенант запаса Владимир Викторович Майстренко, который всех нас заряжал оптимизмом.
«Было тревожно, но мы понимали, что нас там ждут»
- А с какими ощущениями вы ехали в зону, где идут бои?
Алина Шарипжанова: Наше поколение выросло в мирное время, поэтому, когда поехали туда, конечно, чувство тревожности, страха было. Но мы понимали, что нас там ждут. Мы для бойцов и для тех, кто живет в зоне боевых действий, как олицетворение мирной жизни, чего-то родного, близкого. Первый концерт был буквально в прифронтовом лесу, в 6 километрах от линии фронта, и мы слышали глухие разрывы. Иногда получалось так, что мы два или три концерта могли дать по пути: нас приглашали выступить в госпиталях, приглашали штурмовые бригады, которые в тот момент находились на отдыхе.
- Как составляется программа?
Марина Карпова: Мы стараемся исполнять песни, которые у бойцов создают ощущение, будто они вернулись в свой дом, в объятия родных и близких. А это в первую очередь народная песня - татарская, русская… Например, песни, которые были написаны в годы Великой Отечественной войны, - у них есть авторы, но они тоже стали народными. Мы поем песни, поднимающие дух и настроение воинов.
Алина Шарипжанова: Я исполняю песню из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко «Давай закурим». Композитор Модест Табачников и поэт Илья Френкель написали эту песню на Южном фронте. Известно два варианта текста. В одном варианте есть слова:
Нас опять Одесса встретит
как хозяев,
Звезды Черноморья будут нам
сиять.
Славную Каховку, город
Николаев,
Эти дни когда-нибудь мы будем
вспоминать.
А когда не будет фашистов
в помине
И к своим любимым мы придем
опять,
Вспомним, как на запад шли
по Украине,
Эти дни когда-нибудь мы будем
вспоминать.
Поразительное совпадение! Это же было написано вот в тех самых местах. И сейчас это все повторяется, и мы опять идем за победой!
Полевые цветы, эчпочмаки от бойцов и концерт в 10-метровом подвале
- Какие открытия вы сделали для себя во время этих поездок?
Алина Шарипжанова: Знаете, самое большое открытие - люди. Несмотря ни на что, они сохранили человеческую доброту, тепло. Для них приезд артистов - это настоящий праздник. Бойцы собрали для нас полевые цветы и в полевых условиях специально для нас приготовили эчпочмаки! Представляете! Это были самые вкусные эчпочмаки в моей жизни.
Марина Карпова: В нашу третью поездку у нас состоялся незапланированный концерт. Мы выступали в подвале разрушенной типовой девятиэтажки. В этот дом попал снаряд. Там, конечно, никто не живет, но в подвале дома базируются наши ребята. Они очень попросили нас выступить. Мы спустились в подвал. Там, в десятиметровом помещении, стоят двухъярусные самодельные кровати, точнее, спальные места, душевая кабина. В этом подвале собрались человек 40, две местные собаки и наша команда… Сложность еще была в том, что у нас не было технической возможности подключить аппаратуру. Наш певец Рустем Жига расчехлил гитару, Марсель Вахитов - баян, Максим Мулин включил клавишный синтезатор, работающий на батарейках. И вот в таких условиях мы пели. И наши зрители пели вместе с нами. Именно в тот момент я испытала самые сильные человеческие чувства в нечеловеческих обстоятельствах.
Алина Шарипжанова: Надеюсь, все ребята живы и у них все хорошо. Мы их постоянно вспоминаем. Не было ни одного дня, чтобы не вспоминали… Радуемся любой весточке от них, когда они присылают видеопоздравления с праздниками.
Марина Карпова: Мы действительно поддерживаем связь с некоторыми солдатами. Однажды неожиданная встреча случилась возле нашего КЦ «Чулпан». К нам подошел мужчина с ребенком. Рассказал, что служил на СВО и был на нашем концерте. Был ранен, сейчас в Казани на реабилитации. Он увидел нас на улице, узнал и просто подошел сказать спасибо. Мы провели его с сыном на детский музыкальный спектакль, пригласили на любые наши концерты, спектакли. А сын его теперь занимается в детской хореографической студии ансамбля танца «Казань».
«Девочки, вы только не плачьте. Вы, главное, верьте в нас»
- Приходилось оказываться в экстремальных ситуациях?
Алина Шарипжанова: Хочу рассказать про нашего легендарного звукооператора Раиля Садриева, который, к слову, полный тезка известного театрального режиссера Раиля Садриева. Когда мы приезжаем на площадку, у него есть ровно 10 минут для того, чтобы установить генератор, подключить и настроить всю аппаратуру, микрофоны, чтобы даже в походных условиях обеспечить качественный звук. Выступали в лесу, и во время концерта пошел сильный дождь. Ноутбук Раиля залило водой, практически посередине песни музыка отключилась. И в тот же момент наш баянист Марсель Вахитов подхватил мелодию на своем баяне, и даже никто не понял, что что-то произошло. Мы допели песню до конца, как будто так и было задумано. Такая внештатная ситуация может выбить из колеи кого угодно, только не нашу команду.
- Вы выступали и в госпиталях...
Алина Шарипжанова: Это отдельная тема. Когда видели раненых ребят, иногда очень сложно было сдержать слезы. Это же чей-то сын, чей-то брат, чей-то муж… Среди них есть совсем молодые - лет 20 или чуть постарше… Я уже в силу своего возраста смотрю на многих из них как на своих детей. Понимаю, что у меня отношение к ним другое и посыл другой. Хочется по-матерински согреть, защитить их, поэтому и в песни я вкладываю всю свою материнскую энергетику.
Марина Карпова: Ребята видели, что мы переживаем за них, и сами нас старались успокоить. Один парень подошел и сказал: «Девочки, вы только не плачьте. Вы, главное, верьте в нас и в то, что мы победим. Другого варианта нет и быть не может!».
«Нас принимали как родных, близких людей»
- А для жителей освобожденных территорий вам приходилось выступать?
Алина Шарипжанова: Да. Один из концертов проходил в Доме культуры, построенном в 30-е годы прошлого столетия в стиле сталинского ампира. С 2014 года помещение не отапливается, окна заколочены. В ДК есть музейная экспозиция, она переехала в маленькую комнатушечку. Удивительно, что даже в таких условиях музей продолжает работать и местные жители приходят туда на экскурсии.
Марина Карпова: Я никогда не забуду слезы одного дедушки, который пришел на концерт. Он рассказал, что его поселка больше нет, его просто сравняли с землей, у него погибли все родные. На концерте он сидел счастливый, со слезами на глазах. Пусть на эти полтора часа, но он забыл о своих горестях и ощутил атмосферу радости, добра. Нас принимали как родных, близких людей. Мы действительно единый народ. Нашу большую общую историю невозможно стереть из генетической памяти.
«Каждая мама хочет для своих детей мирного неба»
- Правда, что человек ко всему привыкает, и к жизни на войне тоже?
Марина Карпова: Нет, к войне привыкнуть невозможно. У меня два двоюродных брата мобилизованы, находятся в зоне СВО. Когда в 2022 году им, молодым ребятам, обычным деревенским парням, пришли повестки из военкомата, они не прятались, а пошли служить. Слава Богу, они живы, здоровы. Моему сыну Кузьме 13 лет, и я как мать мечтаю, чтобы он и все дети не знали, что такое война.
Алина Шарипжанова: Я мама двоих детей - сына и дочки. Когда родился мой первенец Амир и мне его показали, такого маленького, беззащитного, первое, что я сказала: «Лишь бы не было войны…» Это был 2013 год. Наверное, подсознательно каждая мать хочет для своих детей мирного неба, стабильности.
- Как изменилось мировосприятие после поездок в зону СВО?
Марина Карпова: Мы абсолютно по-другому посмотрели на свою жизнь. Когда возвращаешься домой из зоны военных действий, понимаешь, какие же мы счастливые люди: у нас есть кров, хлеб, мы не прячемся от бомбежек… Но, живя обычной жизнью, мы не ценим все, что у нас есть. Бывают моменты - ты сидишь, опустив руки: «Ой, я так устала… Ой, у меня, кажется, депрессия…» Но вспоминаешь наших солдат, которые сидят в окопах и воюют за нас, и все твои проблемы кажутся такими мелкими, незначительными…
И мне хочется сказать каждому: если у вас есть возможность как-то помочь нашим ребятам - помогайте! Это может быть все что угодно: влажные салфетки, полотенца, обычные носки, чай, окопные свечи, письма с теплыми словами, маскировочные сети…
Все это там необходимо, очень согревает бойцов, помогает им жить и воевать. И в силах каждого из нас сделать так, чтобы нашим ребятам было чуть-чуть полегче, чтобы они быстрее вернулись с победой живыми, здоровыми домой. Все. Другой цели сейчас быть не может. Обязательно помогайте, потому что наша сила в единстве. Это, может быть, громкие слова, но это так и есть. Пока мы все вместе, нас победить невозможно.