Но почему в провинившихся оказываются не аутсайдеры, а высокорейтинговые гимназии? Ответить на этот вопрос пытались во вторник на круглом столе в «Татмедиа» министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, главные редактора телеканалов и печатных изданий и директора школ.
- Родительские взносы официально появились в школах в 90-х годах прошлого века, - напомнил министр. - Федеральный закон разрешил привлечение внебюджетных средств, благодаря чему школы смогли выжить в смутные времена. Другое дело «тучные» 2000-е. Когда, казалось бы, можно отказаться от родительской помощи! Но остаточный принцип финансирования в образовании по-прежнему в силе.
Конечно, государство выделяет средства. Но это минимум, подчеркнул министр. Без родительской помощи во многих школах не было бы так уютно. Симпатичные занавески, фонтанчики... Скажете: мелочь, какое это имеет отношение к учебе детей? Самое прямое! Школьный комфорт обустраивают заинтересованные родители. Они стремятся к тому, чтобы ребенку в казенных стенах было по-домашнему уютно. Заинтересованы же родители прежде всего потому, что их дети попали в хорошую школу. Туда, где результаты учебного процесса налицо – победы в российских конкурсах, олимпиадах, дипломы, грамоты, высокие результаты ЕГЭ. А яркое, как известно, запачкать проще... Даже если это многолетняя безупречная репутация, например, казанского физико-математического лицея №131.
Что интересно, выступают против поборов исключительно родители-одиночки. Те, кто стремится разоблачить «корыстных» учителей, но в итоге наказывают… собственных детей, которые становятся изгоями в классе. Детям наносится душевная рана. Может быть, на всю жизнь… Их, конечно, очень жалко. Но где та грань, которая разделяет поборы и добровольные пожертвования? Почему она до сих пор законодательно не закреплена? Почему бы не внести школьные взносы в налоговую декларацию? Вот лишь немногие из вопросов, которые задавали министру руководители СМИ.
Согласившись с несовершенством законодательства, министр четко определил разницу между взносами и поборами. Во-первых, это исключительно добровольность. Администрация учебного заведения не вправе требовать от родителя денежной помощи: в семьях разная финансовая ситуация. И если даже пользоваться плодами родительской помощи будут все ученики, то возмущаться заплатившим родителям не резон. Вспомните библейское: не оскудеет рука дающего. Альберт Харисович тут же привел примеры признанного во всем мире меценатства. Во-вторых, средства в фонд школы и класса должны перечисляться безналичным расчетом. Никаких конвертов, передаваемых с детьми!