Почему молодые ученые теряют интерес к научной работе

news_top_970_100

 Фото автора

Какая стратегия приведет человека к успеху? По каким причинам аспиранты отказываются от мечты стать ученым? Как не утонуть в море информации и взять правильный курс? Об этом наша беседа с академиком Международной академии информатизации профессором Надеждой Воронцовой.

Надежда Станиславовна была приглашенным лектором на программу «Школа молодых ученых Республики Татарстан», организованную Министерством молодежи РТ и Движением молодых ученых и специалистов РТ.

Откуда берется «кладбище научных идей»

- Надежда Станиславовна, кто и зачем сегодня приходит в науку?

- Первая серьезная научная ступень - это аспирантура, в которую принимают студентов и магистров. Но попадают сюда не случайно. Общаясь много лет со студентами, аспирантами, могу сказать, что все они приходят в науку с интересными идеями, желанием совершить прорыв в своей сфере и заявить о себе. Однако, по статистике, только 10

- 12% аспирантов пишут диссертацию к концу обучения. Это катастрофически мало! У многих эта работа растягивается на долгие годы, а некоторые вообще бросают науку, оказавшись от мечты стать кандидатом наук.

Получается, что 80% тех стартовых перспективных идей не реализуется. Это серьезная проблема, ситуацию необходимо менять!

- Почему такое происходит?

Причин несколько. Одна из них - теряется интерес к научной работе. А интерес теряется тогда, когда нет результата, который бы удовлетворил и окрылил. Человек осознает, что время идет, пора определяться с диссертацией, но не понимает, что и как делать, и в итоге заходит в тупик. Так постепенно происходит выгорание. Часто нет поддержки от научного руководителя, поскольку он все время занят, нет времени, поскольку появляется семья, отвлекают другие заботы. И в итоге человеку уже не до науки и диссертацию откладывают в долгий ящик. Это же настоящее кладбище перспективных научных идей!

Другая причина - отсутствие четкой методологии, которая помогла бы осознанно выстроить и провести научное исследование. Поэтому я разработала свою авторскую методологию, по которой все мои ученики пишут свои диссертации всего за три месяца. Методология - это научная организация всего пути разработки диссертации. Она дает четкий вектор пошагового продвижения к цели, где результат виден на каждом этапе. Результат вдохновляет, дает силы на новые шаги вперед. Умение научно выстраивать четкую стратегию достижения цели необходимо молодому ученому.

- Такая стратегия достижения цели пригодится в жизни каждому…

- Да, и здесь надо не только понимать свою цель, но и уметь грамотно выстроить путь к ее достижению - стратегию успеха. А для этого каждому человеку важно уметь задавать себе вопросы. Один из главных и мой самый любимый вопрос: «Зачем?». Когда есть понимание «зачем», появляется ясность, как это делать, и вырабатывается четкий план действий. Главное, спроси себя и честно ответь «Зачем я совершаю это действие?», «Зачем мне делать это?». Такие вопросы нужно задавать себе постоянно, и они в любой ситуации помогают сделать правильный выбор.

«Найди то, не знаю что»…

- Сегодня для всех нас актуальна проблема: как не утонуть в безграничном информационном море?

- Раньше собирать информацию было непросто. Литературу заказывали в библиотеке. Для этого сначала надо было найти в каталоге работы по своей теме. Если нужная литература имелась только в одной библиотеке или ее уже кто-то выписал, приходилось ждать несколько недель или месяцев. Сейчас таких проблем нет, интернет открывает доступ к любой информации. Но окунаться в нее - все равно что прыгать в море без спасательного круга. И вот таким спасательным кругом являются специальные техники работы с информацией.

- Как правильно вести поиск информации?

- Важно четко и последовательно поставить цель: что необходимо найти. А многие ищут по принципу «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Ведь собирать все по теме исследования - это верный способ заблудиться, утонуть и потерять долгие годы. Поэтому необходимо составить план - ответы на какие вопросы вы ищете. План обязательно надо написать на бумаге по пунктам 1, 2, 3… И конкретно, последовательно выполнять каждый пункт.

Это помогает сохранять ориентиры в море информации и идти прямо к цели, не отвлекаясь на заманчивые ссылки.

- Наверняка всем знакома ситуация: зашел в интернет на минуточку, чтобы уточнить какой-то факт, узнать погоду, просмотреть ленту новостей, проверить почту, а потом с удивлением понимаешь, что провел в Сети несколько часов…

- Поэтому всегда необходимо четко определять не только цели, но и сроки поиска нужной информации. Это вопрос самодисциплины. Я сама недавно так погрузилась в нейросети, что с трудом выплыла. Игнорировать их бесполезно, они уже стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Я категорически против использования нейросетей для написания текстов научных работ, но для сбора информации они очень эффективны. Правда, здесь есть опасные ловушки, в которые попала и я. Зашла в нейросети, задала тему поиска, пошли разные ссылки, причем сначала ссылки на развлекательный контент, и я настолько увлеклась, что надолго потерялась там… Потом подумала: если я, ученый, профессионально работающий с информацией, повелась на эти уловки и потеряла столько времени, то что уж говорить о молодых, начинающих…

Поэтому, открывая интернет, очень важно сконцентрировать внимание на цели, иначе отвлечешься и не заметишь, как потеряешь много времени. Но еще лучше научиться управлять всем этим, чтобы это не управляло тобой.

Благодарим председателя Исполнительного комитета Движения молодых ученых и специалистов Республики Татарстан Юлию Карееву и члена Совета Движения молодых ученых и специалистов Республики Татарстан Асылъяр Губайдуллину за помощь в проведении встречи.

news_right_column_240_400