Нелюбовь
Пожилая читательница поделилась неординарной ситуацией. Ее невестка собирается перевести внука (шестиклассник, 12 лет, учится в английской гимназии) на домашнее обучение. Причина - ребенок не хочет ходить в школу, возвращается с занятий подавленным и под любым предлогом старается пропустить уроки - говорит, то голова болит, то тошнит. Но больше всего мальчик жалуется на агрессивное поведение одноклассников. Последний пример: на уроке физкультуры, когда класс катался на лыжах, шапку одной девочки спрятали в сугроб и она была вынуждена идти домой без головного убора. По словам пенсионерки, на родительских собраниях учителя жалуются, что дети стали отвязными и неуправляемыми. Трудно с ними и педагогам, и им друг с другом. Мама подростка уже ведет переговоры с директором школы по поводу перевода, утверждая, что нашла понимание. Но бабушка считает - без детского коллектива ребенку нельзя!
За что же дети не любят школу, решили выяснить «КВ» и задали этот вопрос двум казанским старшеклассницам, педагогу с большим стажем работы и молодому психологу КФУ.
Арина Могилевкина, десятиклассница:
- В школе масса минусов. Лично для меня самый большой - это строгие рамки для каждого учащегося. В первую очередь я имею в виду внешний вид - чересчур заостренное внимание учителей на одежде, прическе, макияже. Считаю, нет необходимости зацикливаться на этом, сейчас другие времена, нравы и моральные ценности. Молодые люди, особенно подростки, привыкли самовыражаться через внешний вид. Безусловно, дресс-код быть должен, но не такой строгий, каким его видят, например, в нашей школе. И если уж таковы правила, то они должны распространяться на всех, в том числе и на учителей. Но когда учитель делает замечание подростку о несоблюдении правил внешнего вида, а сам при этом выглядит неподобающе, мы получаем откровенный урок лицемерия. Ученику нужен пример старших.
Второй минус - предвзятость со стороны учителей. Постоянно сталкиваюсь с тем, как многие преподаватели ставят оценки, исходя из личного отношения к ученику. Некоторые из нас лезут из кожи вон, чтобы получить хорошую оценку, но если они не относятся к числу любимчиков, то учитель придирается к каждой мелочи, чтобы доказать, что эти ученики не достойны похвалы.
Анастасия Казеева, десятиклассница:
- Прекрасно помню день, когда я впервые пошла в школу. С каким энтузиазмом переступила порог своей гимназии, внимательно вслушивалась в каждое слово своей первой учительницы и искренне улыбалась! В это трудно поверить, но мой энтузиазм начал угасать уже на второй день… Именно тогда я начала осознавать, что меня отдали не в обычную школу, а с углубленным изучением татарского языка и не учли того, что моих 10 слов по-татарски недостаточно для понимания того, что говорилось на уроках. Мама убеждала потерпеть: школа-то рядом с домом. При переходе из начальной школы в среднее звено классная руководительница посоветовала сменить школу, дабы у меня не было трудностей. Но я осталась, а со мной - и комплекс того, что я хуже всех.
В 5 - 6-м классах мне начали занижать оценки (как я узнала позже) по моему самому любимому предмету - математике. И я перестала заниматься, ведь оценка не зависела от моих знаний и стараний. Потом это случилось с русским языком и литературой. Осознание того, что мои работы и сочинения оцениваются стабильно четверкой, а мои одноклассники, не знавшие, о чем написано в книге, получают пять, привело к тому, что я перестала заниматься и по этим предметам. Школа привила мысль: важны лишь оценки. Запугивание двойками, постоянные слова о том, что только с хорошими оценками можно чего-то добиться, и многое другое заставляют детей гнаться лишь за оценками в дневнике, а не за знаниями. Учителя, по-моему, ставят цель не научить и заинтересовать ученика, а показать администрации хороший балл класса. В итоге посещение школы становится бессмысленным, ученикам проще самим найти и прочитать что-то в интернете за 15 - 20 минут, чем слушать унылый голос преподавателя и попусту тратить время.
Комментарий педагога
Гузал Исхакова, завуч, учительница географии:
- Нельзя во всем обвинять школу! Почему дети не любят ее? Причин может быть множество. Просто так ребенок не скажет: «Не хочу в школу». Может, у него там нет друзей, скучно, не дается какой-то предмет или просто лень учиться. Поэтому в первую очередь родителям нужно узнать причину. Следует сесть и спокойно поговорить с ребенком. Нередко дети утверждают, что им приходится постоянно слышать от учителей оскорбления. Просто так учитель не будет кричать на ученика. Часто бывает, что ребенок элементарно не хочет учиться, обычно такое случается в переходном возрасте. В этом случае я всегда советую родителям обратиться к психологу. Бывает, ученику не дается какой-то предмет. Например, русский он знает на пять, а с математикой не дружит. Значит, родителям нужно заниматься с ним по трудному предмету или же нанять репетитора. Да, в очень редких случаях может быть, что у учителя возникает личная неприязнь к ребенку. Здесь родители должны поговорить уже с педагогом и узнать причину.
В моей семье была ситуация, когда в старших классах дочка перестала учиться вообще, ссорилась с нами и не хотела идти в школу. Объясняла она это тем, что в школе у нее нет друзей и ей неинтересно туда ходить. Мы решили перевести ее в другую школу. Было страшно: как известно, найти общий язык в старших классах подростку труднее, но все закончилось хорошо. Дочка смогла подружиться с новым классом и успешно закончила школу.
Много говорят о перегруженности детей уроками, но ведь школьная программа все та же. Разве что сейчас мы стараемся готовить детей и к экзаменам, которые они обязательно должны сдать. Конечно,
многие ленятся, не делают домашние задания, не готовятся. Но ведь хуже от этого только им. Каждому нужен аттестат
об основном общем образовании.
Повторяю, при возникновении проблемы нежелания ходить в школу я бы советовала родителям выслушать своего ребенка, узнать причину его беспокойства, поговорить по душам. Но сейчас принято во всем обвинять школу и учителей.
Комментарий психолога
Ралина Гараева:
- Почему дети стали агрессивными? В случае, о котором идет речь, имеет место такое понятие, как буллинг, другими словами, травля. А в буллинге три участника: агрессор, жертва, на которую направлена основная агрессия, и свидетель, на глазах которого все происходит. Агрессор, как правило, более импульсивный ребенок, занимающий в иерархии детской группы высокий статус, у него более развит эмоциональный интеллект. Его жертва - это более ранимые дети, восприимчивые к агрессии, с менее развитыми навыками коммуникации. А свидетель - как раз тот, кто остается за кадром. У свидетеля, как правило, возникает внутренний конфликт. Он испытывает жалость к жертве, но в то же время боится, заступившись за нее, навлечь эту агрессию на себя или же потерять свое место в иерархии группы. В итоге происходит нравственный конфликт, копится напряжение. И если ребенок это действительно глубоко воспринимает, то он чувствует себя беспомощным и отказывается ходить в школу.
Что касается перевода в другую школу, то для начала родителям нужно разобраться в том, насколько часто школьник становится жертвой. Если он просто свидетель, то в разрешении его внутреннего конфликта очень важна поддержка взрослых. Они должны дать понять ребенку, что в нем борется нравственное начало и это нормально. Если же во всем классе такая ситуация, то учителям стоит внимательнее присмотреться к ребятам. Учитель имеет власть над учениками и может совместными усилиями с родителями решить проблему.
Стоит ли переводить в другую школу? Да, может быть, он попадет в менее агрессивную среду. Но нужно понимать, какой это ребенок: вынослив ли он к агрессии вообще, которой в нашем мире не избежать, либо у него просто не развиты навыки борьбы с агрессией. В таком случае помочь ему могут только родители убеждением и постоянной поддержкой.