Сейчас 80-летний Анатолий Александрович не преподает в школе. Но о талантливом учителе не забудут ни ученики, ни учителя еще и благодаря его картинам. Стены первого и второго этажей трехэтажного лицея увешаны натюрмортами, пейзажами и портретами. Перед зрителями открывается мир, каким его видит Анатолий Чучев.
Из электрика - в учителя
- Я сейчас уже не рисую - глаз не тот. Хотя еще этим летом творил и некоторые работы повесил на школьную выставку. Помню, я всегда любил рисовать, но после школы пошел учиться в ремесленное училище. Тогда было тяжелое время, нужно было помогать маме, поэтому работал и сапожником в мастерской, и электриком. А после армии все-таки решил попробовать поступить в Казанское художественное училище. И меня взяли, - с улыбкой начал рассказ Анатолий Александрович.
Учителя художественного училища заметили талант в молодом человеке и уже на четвертом курсе предложили работать в школе. В той самой 110-й, что сейчас стала лицеем. Анатолий Александрович и сам не понимает до сих пор, как ученику позволили учить детей. Однако класс за классом приходили к нему на урок, и, как говорят другие учителя школы, ребята были рады новому преподавателю. А вот сам Чучев по-другому представлял работу в школе.
- Если говорить откровенно, мне не сразу понравилась работа в школе. Дело в том, что я всегда хотел научить ребенка мыслить. Если не «включить мозг» во время творчества, то успеха не добьешься. А в программу было включено совсем не то, чему я бы хотел учить. Уже собирался уходить из школы, когда мне сказали, что в качестве эксперимента вводится новая программа. Так я стал первым в Казани, кто начал работать на уроках рисования по программе художника Бориса Неменского, - продолжает Чучев.
На уроки, как на праздник
Программа заключалась в том, что ученик идет на урок рисования как на урок открытия и самопознания. Детям с первого класса рассказывали об искусстве - насколько оно важно для самого человека и всех окружающих в целом. Малышам давали понять, что рисование - это не просто мимолетное увлечение, а серьезный труд.
- Когда я начал работать по программе Неменского, увидел интерес в глазах учеников, какого не было раньше. Да и мне самому стало приятно работать. Незаметно для учеников начал давать задания на логическое мышление, учил создавать новые цвета, смешивая разные краски, а также показывал слайды в сопровождении светомузыкальных эффектов. Ученикам особенно нравилось заниматься прикладным искусством, - с воодушевлением добавил Анатолий Александрович.
Куда более скромно заслуженный учитель России стал рассказывать о своих успехах. Анатолия Александровича приглашали в разные города страны, чтобы он прочитал лекции, поделился опытом с другими школами. Его с радостью принимали в Сибири, на Урале, в Казахстане, Удмуртии и городах Поволжья. Не зря ему присвоили звания «Заслуженный учитель России» и «Отличник народного образования».
Между тем Анатолий Александрович проводил эксперимент не только по отработке новой программы, он проверял и свои возможности. Учителя приглашали работать по совместительству в разные учебные учреждения. Чучев выбирал самые трудные варианты, шел туда, где необходима была серьезная работа с учениками.
- Мне всегда нравилось открывать в детях талант. А про себя не мог и подумать, что стану учителем. Это из-за плохой дикции, с детства меня почти никто не понимал, кроме мамы. А однажды я пошел заниматься в театральную студию, и меня там буквально разговорили. Конечно, стать актером я не мечтал, - отметил Анатолий Александрович.
Каков учитель, таков и ученик
Анатолий Александрович, как и хотел, научил своих учеников мыслить. Не все пошли по творческому пути, но есть среди выпускников и художники, и фотографы, и архитекторы. А есть и те, кто, так же как и Анатолий Чучев, решил учить детей чему-то новому.
- Один из моих учеников однажды сказал, что нужно преподавать рисование по-другому. Представляете, школьник сам изучил специальную литературу и имел понятие об образовании. И он, будучи еще учеником школы, преподавал ИЗО в другом учебном заведении, - заявил Анатолий Александрович.