Дебют Александра Куликова в Кубке «Приволжья» сложился для него удачно: «Сокол» победил на выезде йошкар-олинский УОР-СШОР, сам Куликов открыл счет в этой игре – забил после подачи углового. Общаемся с 35-летним футболистом после игры, по дороге из столицы Марий Эл в Казань.
Справка «КВ»
Александр Куликов, российский футболист.
Родился 19 марта 1988 года в Вологде.
Амплуа: защитник
Заниматься футболом начал в Вологде. В 2003 году. Выступал за команды: «Рубин-д», «Салют» Белгород, «Краснодар» «Спартак» Нальчик, «Нефтехимик» Нижнекамск, «Луч-Энергия» Владивосток, «Авангард» Курск, «Тюмень», «Олимпиец» Нижний Новгород, «КАМАЗ» Набережные Челны.
За сборную России U-19 провел 4 матча.
В Российской Премьер-лиге в составе «Спартака» (Нальчик) сыграл 20 матчей, забил 1 гол.
С июля 2023 года – игрок любительского футбольного клуба «Сокол» (Казань). Провел за команду 3 матча (Чемпионат РТ – 1, Кубок РТ – 1, Кубок МФС «Приволжье» – 1), забил 1 гол.
Женат, двое детей.
— Александр, как вы оказались в «Соколе»?
— Все получилось спонтанно. Я приехал из Челнов домой, в Казань, с месяц отдохнул и решил, что хватит: надо начинать тренироваться – чтобы форму поддерживать и эмоционально разгружаться. Написал Наилю Замалиеву – слышал, что он в какой-то команде сейчас играет, но не знал, что это «Сокол»: «Зэм, с вами можно подвигаться?» Наиль ответил, что спросит у руководителей, и в тот же день ко мне приехал Ильяс Маратович (спортивный директор «Сокола» Минневалиев – прим. А. Е.). Мы пообщались, и на следующий день я пришел на тренировку. С тех пор тренируюсь с «Соколом», уже недели три или четыре. Даже успел сыграть пару матчей в Чемпионате и Кубке Татарстана, а сегодня вот первый гол за «Сокол» забил.
— А что же «КАМАЗ» и в целом профессиональный футбол? Решили повесить бутсы на гвоздь?
— У меня были предложения, но я решил, что хочу больше времени проводить с семьей. Я знал, что есть чемпионат Татарстана, такие команды как «Нэфис» или «Рубин-2», надеялся на то, что где-нибудь да срастется. А если бы не получилось – думаю, нашел бы, чем заняться.
— И как давно вы в Казани осели? Родились-то в Вологде, а играли по всей стране – от Белгорода до Владивостока.
— Три года как живем здесь. Дочка этой осенью в третий класс пойдет, сын – в первый. Мне Казань нравится. Я впервые сюда в 2006 году приехал и своими глазами видел, как здесь все меняется – с того времени город невероятно преобразился. Нам с супругой в любом случае надо было бы решать, где обосноваться после того, как я играть закончу.
В «Рубине» шанса не давали, но и отпускать не хотели
— Вы упомянули Чемпионат Татарстана. Имеете представление, что это за турнир и какого уровня в нем команды?
— Так я начинал с Чемпионата Татарстана! Там такая история получилась: в начале 2006 года «Рубин» выкупил меня у «Сатурна», и я приехал на сбор дубля в Турцию – главным в дубле тогда был Сергей Сергеевич Францев, помогал ему Юрий Анварович Уткульбаев. Как это обычно бывает, меня просмотрели, решили, что подхожу, и я подписал контракт. «Рубин» «Сатурну» заплатил, но тут выяснилось, что деньги не на тот счет ушли, и «Сатурн» их не видит. А не видит денег – не высылает «Рубину» трансферный лист. В общем, за дубль меня в ту зиму не заявили, играть за него я не мог и полгода только тренировался. А игровую практику получал в Чемпионате Татарстана – «Рубин» тогда играл в нем.
— И с кем вы тогда в «татарке» играли?
— Не помню, честное слово. Зато очень хорошо помню наш матч в Бугульме. На автобусе ехали часов пять, по пути еще ели в какой-то придорожной кафешке, причем стоя. Приезжаем на стадион, а там болельщиков – как на Премьер-лиге! Тысячи четыре точно было. Думаю: ничего себе, куда я попал! В первом тайме нападающего хозяев «между» проверяю – в перерыве тренер меня меняет от греха подальше: не дай бог, ветеранчики местные мне мстить на поле начнут за «проверенного» товарища… Почему-то помню только эту игру в Бугульме, хотя играл я в Чемпионате РТ месяца два как минимум.
— Потом началось ваши скитания по арендам, не так ли? Вы ведь числились за «Рубином» до 2013 года.
— В 2008 году я продлил контракт с «Рубином» и поехал в аренду в Белгород к тренеру Сергею Ташуеву. «Салют» тогда играл в Первой лиге, и я, 20-летний центральный защитник, отыграл порядка 40 матчей практически без замен (по данным transfermarkt.com. – 41 матч за 44 тура чемпионата, в пяти из них был заменен на 46-й, 86-й, 69-й, 70-й и 72-й минутах – прим. А. Е.) Но даже после этого в «Рубине» мне шанса не давали. И в то же время не отпускали – я переподписывал контракт и уходил в аренду: в 2009-м – опять в Белгород, в 2010-м, – в «Краснодар», который принял Сергей Ташуев.
Как раз в том сезоне они с пятого места вышли в Премьер-лигу, но я был в команде лишь полгода. Вроде бы даже «Краснодар» хотел меня выкупить, но не срослось, и вторую половину 2010 года я доигрывал в белгородском «Салюте». А потом был 2011 год – единственный, который я провел в Премьер-лиге, в нальчикском «Спартаке». Последним клубом, где я играл в аренде, был «Нефтехимик». Нас туда практически всей молодежной командой передали, которая в 2010 году с Юрием Уткульбаевым Кубок Содружества выиграла.
— Став свободным агентом, не пытались вернуться в «Краснодар»?
— Да нет, после того, как я ушел, «Краснодар» взял Мартыновича.
— С кем довелось поиграть в центре обороны?
— Когда я играл за «Краснодар», там было пять центральных защитников: помимо меня, Леха Бугаев, возрастной Толя Романович, Серега Мирошниченко, который сейчас в «Краснодаре» работает тренером, и Егор Тараканов. Конкуренция была хорошая, играли в два центральных защитника и при этом игровое время доставалось всем. В Нальчике моим партнером был Миодраг Джудович. А в Первой лиге много с кем довелось поиграть, вряд ли имена ребят о чем-то скажут широкой аудитории.
— В команды Первой лиги вас брали как основного центрального защитника, который руководит всей линией обороны?
— Ну да, вроде бы как основного, но место в составе никому не гарантировано, и нужно было доказывать, что ты сильнее. Раньше ведь лимитов не было, играли те, кто лучше готов. Иногда задумываюсь: будь во времена моей молодости лимит – еще не известно, как бы сложилась моя карьера. Все-таки лимит помогает молодым встать на ноги.
«В ДЮСШ Вологды у нас уже была система штрафов»
— Где вы получали футбольное образование?
— В Вологде. Мне в детстве повезло с тренерами – они у меня были топовыми, к тому же фанатами своего дела. Представляете, в конце 90-х – начале нулевых они не только проводили скрупулезные разборы игр, но и готовили к взрослому футболу. У нас уже тогда была система штрафов.
— ???
— Нет, денег не было, но тренеры ввели балльную систему оценки тренировок. Например, сегодня на тренировке мы отрабатываем передачи в касание, затем – удары по воротам, в конце – двусторонка. За каждый отрезок занятия каждому игроку тренеры выставляют баллы – в зависимости от того, насколько усердно и качественно он работает. В конце каждого месяца баллы считались, определялись лучший и худший игроки. А в декабре снимали большой зал и подводили итоги года: лучший игрок года, лучший по амплуа, автор лучшего гола, лучший ассистент и так далее.
А за нарушения дисциплины были штрафы. Скажем, опоздал ты на тренировку – минус сколько-то баллов. И это нас стимулировало – никому же не хочется быть последним. А тренеры нам говорили: «Сейчас это баллы, а во взрослом футболе это будут деньги. Ваши деньги!»
— То есть при переходе из юношеского футбола во взрослый проблем с дисциплиной у вас не было?
— Не было. Но я и сам по себе вырос дисциплинированным – меня дедушка воспитывал. А он был строгим: не придешь домой в девять часов – ругаться будет. Но тренеры наглядно показали, что бывает, когда нарушаешь дисциплину.
— Как вам удалось из нефутбольной Вологды добраться до Премьер-лиги?
— Сначала, лет в 15, я уехал в Краснодар, в футбольную школу «Центр Р», которая, насколько я помню, была при футбольном клубе «Краснодар-2000», который был еще до появления Галицкого. Там я пробыл три недели, меня брали, но я не остался, поскольку от Вологды далеко, вернулся домой. Позже мои тренеры по своим связям договорились, чтобы меня посмотрели в «Сатурне» – их команда приехала к нам на турнир памяти Иванова. Веселый турнир получился, играли при минус 35 на снегу, я все пальцы отморозил (смеется).
Приехал в «Сатурн» на просмотр, остался там, школу закончил. В 2005 году команда академии «Сатурна» играла на региональном первенстве, где меня приметил Юрий Анварович Уткульбаев. В «молодежку» «Сатурна» Евгений Бушманов меня не брал, и «Рубин» договорился о моем переходе за компенсацию. Но с ней случилась история, о которой я уже рассказывал, из-за чего я полгода не мог быть заявлен за «Рубин» и играл в Чемпионате Татарстана.
«После сборов с чемпионами-2008 здорово прибавил»
— Ваше пребывание в статусе игрока «Рубина» пришлось на самые яркие годы в истории клуба. Вы понимали, что подвинуть из «основы» Скотти, Синева или Салуквадзе, а позже – Наваса или Шаронова практически невозможно? Или верили в собственные силы?
— Для меня это было целью, и был стимул – тренироваться с лучшими. Когда ты тренируешься с топ-игроками, прибавляешь очень сильно.
— Вас подтягивали к «основе»?
— Да, первый чемпионский сезон я тренировался с главной командой все сборы: Скотти, Сибайя, Ансалди, Семак, Бухаров, Шаронов…. С Саней Рязанцевым в одном номере на сборах жили, постоянно в нарды играли. И в ту зиму я очень серьезно прибавил.
— Чем запомнились тренировки Бердыева?
— Дисциплиной. Очень строгий тренер. Например, Чори еще можно было пяткой сыграть, остальным – ни-ни. А если ты еще и молодой, то после пяточки точно поедешь со сборов домой.
— Гекдениз был неприкасаемым?
— Да! И не только Гекдениз. Помню, Серега Голяткин вкатился в Бранимира Петровича, был в «Рубине» такой игрок из «КАМАЗа». Сразу крик от Бекиича: «Ты что делаешь?!» Кажется, Голяткина тогда с тренировки выгнали. Молодежи на тренировках у Бердыева нужно было очень аккуратно играть.
Сейчас я тренеров понимаю: во-первых, молодые должны учиться чисто мячи отбирать, вор-вторых, футбол Премьер-лиги очень отличается от того, что в низших лигах или в «молодежках». Если во Второй лиге, в ФНЛ много борьбы, все «куются», то в «вышке» – все быстро, через пас.
— От скоростей голова кругом не шла?
— Первую неделю-две адаптируешься, потом все нормально, привыкаешь. А еще когда ты с сильными игроками тренируешься, у тебя уровень ответственности повышается и, соответственно, уровень концентрации. Поэтому и получается у тебя больше. Бывали случаи, когда нам после тренировки с дублем говорили: «Через 15 минут идете тренироваться с основой». И мы тренировались.
— Нет обиды на «Рубин», что так и не сыграли ни одного матча за «основу»?
— Жалеть вообще ни о чем не стоит – значит, так должно было быть. Хотелось, конечно, сыграть, хотя бы в одном матче выйти, шанс получить, но я даже в заявку не попадал. Как только сборы заканчивались, меня отправляли в аренду. Возможно, из-за того, что спрос был. Я работал, в основном, с Сергеем Ташуевым: в «Салюте», «Краснодаре», Нальчике. Мне с ним нравилось работать, «физуху» он закладывает хорошую, после этого чувствуешь себя хорошо. И команды все были играющие.
— А какие периоды карьеры для вас самые памятные?
— Те, в которых я играл много: Белгород, Нижнекамск, «КАМАЗ». И, конечно же, Нальчик, с которым я сыграл 22 матча в Премьер-лиге.
«В этом году мы должны выиграть все»
— Как ваши ощущения от «Сокола»? Сильно любительский клуб отличается от профессионального?
— В «КАМАЗе», моем последнем на сегодня профессиональном клубе, тоже базы нет (улыбается). Сбор на тренировку – на стадионе, в раздевалке. Потренировались, покушали – и домой. Да, «КАМАЗ» отличался только тем, что там у нас питание было. Здесь же мы дома едим. А в остальном – экипировка, тренировочный процесс, организация – никаких отличий. А в каких-то моментах «Сокол» возможно, даже лучше.
— О задачах команды наслышаны?
— Да. Мы должны в этом году выиграть все. И попасть во Вторую лигу. Команда хорошая, у ребят неплохая школа и есть потенциал для роста. Все в их ногах и головах.
— Доводилось похожие высоты брать?
— Да, два раза. Я с «Нефтехимиком» при Уткульбаеве выходил в Первую лигу и с «КАМАЗом».
— В случае успеха с «Соколом» готовы продлить свою карьеру еще на сезон-два?
— Вообще не проблема, здоровье, слава богу, еще позволяет. Правда, сегодня после игры чувствую себя не очень, но это из-за поля, оно было очень жестким.
— Это понятно при первом взгляде на йошкар-олинский газон: такое впечатление, что его со дня укладки ни разу не чесали.
— Да, и крошка утрамбована, очень жесткая. В профессиональном футболе такие поля тоже встречаются: «Велес» и «Родина» нас, «КАМАЗ», принимали в Долгопрудном – так там просто ужас! В игре с «Велесом» у нас было четыре замены по травмам. Поле жесткое и полное отсутствие искусственной травы – одна крошка. Радует, что у нас на стадионе «Электрон» поле хорошее. Пользуясь случаем хочу пригласить всех, кто любит футбол, на наши домашние игры. Ближайшая – в субботу, 5 августа, в Чемпионате Татарстана мы принимаем Альметьевск.