Римма РАТНИКОВА: Труд журналиста никогда не был легким

Ровно 95 лет назад, 21 декабря 1918 года, в Казани был создан Союз журналистов. С чем подошло к этой знаменательной дате профессиональное журналистское сообщество Татарстана и что сегодня особенно волнует всех наших коллег?

news_top_970_100
Об этом наша беседа с заместителем Председателя Государственного Совета РТ, председателем Союза журналистов РТ Риммой РАТНИКОВОЙ.

Сообщество вольнодумцев

- Римма Атласовна, 95 лет для общественной организации - срок очень значительный. Как готовились к такой дате?- Мы продолжаем работать в обычном режиме, юбилейной лихорадки нет. Главным подарком журналистского сообщества к юбилею станет создание Музея журналистики. Эта работа идет с большим энтузиазмом, хотя оказалась сложнее, чем мы предполагали. Просила бы и всех коллег создать в редакциях хотя бы небольшие уголки, стенды, обозначив на них свои главные исторические вехи.- За долгую историю Союза журналистов Татарстана какие годы, по вашему мнению, были самыми сложными? И легко ли работать журналистом сегодня?- У одной моей знакомой журналистки свекровь, видя ее все время за письменным столом, говорила: «Легче работу и придумать невозможно! Ну что она делает? Сидит и пишет. Не за станком же стоит и не коров доит». Только сами журналисты знают, чего стоит это «сидеть и писать», каких нервов, бессонных ночей. Никогда не был легким журналистский труд. Возможно, чуть легче дышалось в периоды потеплений в обществе. А разве легко быть журналистом или редактором сегодня? С одной стороны - рынок, с другой - учредитель и собственник, с третьей - аудитория со своими информационными потребностями... Лично для меня эйфорически прекрасными были годы работы в газете «Молодежь Татарстана» в 90-е. - А как было во времена образования Союза журналистов?- Если брать историю нашего союза, она тоже была непростой. В архивах удалось отыскать протокол собрания казанских журналистов №1 от 21 декабря 1918 года, где обсуждался вопрос об объединении в союз. Журналисты газет «Эш», «Знамя революции», «Бедняк», «Канаш» решили объединиться для защиты своих профессиональных прав и, как они записали в протоколе, «для борьбы с комиссародержавием». В общем, союз изначально создавался как сообщество вольнодумцев, что советской власти, конечно, не понравилось. Организационное собрание состоялось 26 декабря 1918 года, но нашим коллегам не удалось затем сохранить свою организацию. Сначала союз превратился в отдел Политпросвета, затем и вовсе был распущен. Воссоздавался Союз журналистов уже в 1957 году. В нашей республике в этой работе активно участвовали редакторы и сотрудники газет «Социалистик Татарстан» и «Советская Татария», журнала «Чаян», других изданий. Что бы там ни говорили «доброжелатели», Союз журналистов Татарстана сегодня жив и в свои 95 чувствует себя нормально. Организует семинары, консультирует и защищает журналистов по правовым вопросам, отмечает юбилеи и не забывает дни памяти ушедших коллег. Мы проводим журналистские конкурсы, помогаем своим ветеранам, участвуем в различных конференциях по медиатематике и т. д. Если кому-то хочется, чтобы члены президиума стояли с плакатами на улице или делали громкие публичные заявления, то вот этого мы не делаем. Но позицию свою во властных структурах высказываем, иногда весьма категорично, и конечно радуемся, когда в медиасфере происходят изменения к лучшему.

Надо быть журналистами, а не «журналюгами»

- Как вы считаете, в последние годы доверие к слову журналиста возросло или нет? - Ключевой вопрос журналистики. Половина опрошенных Фондом «Общественное мнение» считает, что российские СМИ не дают полной картины состояния экономики в стране. Сокращение тиражей печатных СМИ, недовольство людей программной политикой телеканалов - тоже из этого разряда. Но сказать, что доверие к журналистике тотально упало, будет абсолютно неправильно.Журналистика очень разнопланова, каждый человек может выбрать то издание, и тот теле-, радиоканал, которому он доверяет. Выбирать есть из чего: только в Татарстане зарегистрировано более 760 средств массовой информации. Если бы им не верили, их бы не было так много. Никак не разделяю мнение, что доверие к СМИ падает, потому что журналисты не могут получить нужной информации от властных структур. Скрыть что-либо сегодня просто невозможно, в сетях информация появляется вместе с тем, как начинается событие, иногда даже раньше. - Значит, власть стала более открытой?- Информационная открытость власти положена в основу административной реформы, проходящей в последнее десятилетие. Был принят федеральный закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Этот закон обязывает органы власти предоставлять любые сведения об их деятельности, если они не являются государственной или служебной тайной. За необоснованное засекречивание информации или предоставление недостоверных данных чиновника можно привлечь к административной ответственности. Но и для власти важно, чтобы люди доверяли прессе, потому что через СМИ власть доводит до граждан общественно значимые решения, получает обратную связь на принятые решения, исследует общественное мнение. Хотя информационная среда - это, я бы сказала, достаточно самостоятельная природная стихия, и выстроить с ней конструктивные взаимоотношения непросто. Конечно, здесь нужны усилия власти для повышения социального статуса журналистов. Да и сами коллеги нередко дают повод для того, чтобы их называли «журналюгами»...Кодекс профессиональной этики не пустой звук

- Предполагается, что в январе будет принят в новой редакции кодекс профессиональной этики журналистов России. В этом документе уделено и место освещению межнациональных отношений. Есть необходимость в кодексе и поможет ли он реально решать такие деликатные, тонкие проблемы?- Соблюдение этических норм профессии - это тоже вопрос доверия к журналистике. Обсуждение новой редакции кодекса идет уже давно - то усиливается, то стихает. Конечно, этический кодекс нужен, у меня в этом нет ни малейшего сомнения. Но дело это чрезвычайно сложное. По правде сказать, у нас есть кодекс, принятый в 1994 году Конгрессом журналистов России. Замечательный документ, но реально слабо работающий.- Почему?- Потому что нет механизмов, которые бы приводили его в действие, нет механизмов саморегулирования в журналистском сообществе. Для того чтобы эти механизмы появились и заработали, нужны меры как со стороны журналистского сообщества, так и со стороны руководства страны. К примеру, в Америке и европейских странах существует журналистская карточка, которая выдается журналистским союзом и является допуском к работе в средстве массовой информации. Конечно, ею дорожат, потому что за нарушение профессиональной этики можно лишиться карточки и остаться без работы. Так действует, например, Международная федерация журналистов, принявшая в 1954 году Декларацию принципов поведения журналистов. У нас тоже можно было бы, к примеру, вручать такие карточки при получении диплома по окончании учебы на факультете журналистики подтвердившим свою верность этическим стандартам журналистики, как офицеры или врачи приносят присягу верности профессии. А самое главное, если бы сами журналисты в своих редакциях начали принимать такие общественные акты, включали, например, в уставы, что они подчиняются законам государства и своим корпоративным стандартам, это был бы уже реальный процесс очищения нашей журналистики. И не надо думать, что кодекс этики - это некие попытки усмирить критически настроенных коллег. Нет, это борьба за достоверность, честность журналистских материалов, борьба против плагиата, заказных публикаций, против оскорблений и нарушений прав личности.

news_right_column_240_400