Ринат ТАЗЕТДИНОВ: Театр не должен превращаться в шоу

Сегодня - Международный день театра. Накануне этого праздника гостем редакции «Казанских ведомостей» был замечательный актер, председатель правления Союза театральных деятелей РТ Ринат ТАЗЕТДИНОВ.

news_top_970_100

Представляем гостя

Ринат Тазетдинов родился 1 января 1938 года в д. Малая Цильна Дрожжановского района Татарской АССР. Окончил Московское театральное училище им. Щепкина. С 1961 года - актер Татарского академического театра им. Г.Камала. Почти за 50 лет творческой деятельности актером создан целый ряд образов - от исторических до острокомедийных: поэт-герой Муса Джалиль («Муса Джалиль» Н.Исанбета), Эзоп («Эзоп» Фигерейдо), Ильяс («Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова). За исполнение роли Ильяса ему присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г.Тукая. За исполнение ролей Карандышева («Бесприданница» А.Островского) и Мусы Джалиля («У совести вариантов нет» Т.Миннуллина) Ринат Тазетдинов удостоен Государственной премии СССР.

В этом году к 70-летнему юбилею народного артиста РФ и РТ Президент РТ Минтимер Шаймиев вручил Ринату Тазетдинову орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».

Свободное плавание не для театра

- В нашем союзе 550 членов, среди них очень много ветеранов сцены, пенсионеров. Многие одиноки, у них нет родственников, и надеяться им не на кого, кроме как на коллег. Самым нуждающимся мы помогаем материально. При мизерной пенсии для ветеранов это огромные деньги. Но наша задача - не только материально поддерживать тех, кто нуждается. Мы организуем фестивали, концерты, творческие встречи.

Другая наша забота - Дом актера. В 70-е годы он был одним из культурных центров Казани. Славился своими капустниками, концертами, выставками. Сейчас, к сожалению, такого нет. Все упирается в деньги. Зарплата у актеров маленькая. Они крутятся как могут: там концерт проведут, там - вечеринку, там - свадьбу, а еще надо успеть и спектакль сыграть... Им не до бесплатных капустников.

Недавно мы провели в Доме актера ремонт. 7 апреля после долгого перерыва там состоится праздничный вечер, посвященный сразу двум юбилейным датам: 70 лет Союзу театральных деятелей России и 40 лет нашему Дому актера.

- Ваше отношение к организации АУ - автономных учреждений культуры?

- Он станет ночным развлекательным заведением с барами, рестораном...

- Да, в России уже многие театры превратились в ночные клубы. В Татарстане, к счастью, такого не происходит. У нас, наоборот, открываются новые театры, например в Мензелинске, Бугульме. А вот в Набережных Челнах театра до сих пор нет. Там есть только зал на 200 человек с крошечной сценой. Но этого же мало на такой город! Театр должен быть хотя бы на 400 - 500 мест.

Актер - личность подневольная

- Вы играете в татарском театре. Изменилось ли за много лет отношение к татарскому языку у зрителей и актеров?

В театре мы постоянно ведем борьбу за чистоту языка. Бывает, актер на сцене говорит нормально, а выходит на перерыв... Ну это же не дело! Когда я пришел в театр, то говорил с кошмарным «мишарским» акцентом. Пришлось учиться.

- Вы брали уроки татарского?

- Единственный эффективный урок - вслух читать татарские книги, петь песни. Я часто закрывался от всех в гримерке и читал, читал... Надо мной все подшучивали, прикалывались, но я не обращал на это внимание. Спустя несколько лет занятий постепенно мой татарский язык стал похож на настоящий татарский.

- Были ли в вашей жизни роли, которые вы сыграли против своей воли?

- Были. Такова актерская судьба... Все-таки актеры - зависимые люди. Мы зависим от всего: от пьесы, от режиссера. Он может сказать: «Я не вижу тебя в этой роли», и все... Поэтому актеру надо играть то, что дают.

Для меня всегда было интереснее играть отрицательных персонажей. Они, как правило, получаются ярче и предоставляют актеру больше возможностей проявить себя. А положительного героя сыграть сложнее. В 70 - 80-е годы я переиграл много секретарей парткома, председателей колхоза... Там нельзя было внести ничего своего. Надо было строго соответствовать плакатному образу.

Спектакль - не развлечение

- В последние годы стала ходить. Это удивляет. Это радостно и приятно. Но здесь есть одно «но». Современным зрителям хочется легкого зрелища, шоу. Они требуют комедий с дурацкими и пошлыми шутками ниже пояса. Серьезную вещь сейчас ставить очень опасно и рискованно - зрители ее просто не воспримут и спектакль провалится. Но я убежден, что в каждом спектакле надо не только развлекать зрителей, но и стараться заставлять их думать хоть чуть-чуть...

В нашем репертуаре есть «Три сестры» Чехова. Нам открыто говорили: «Зачем татарскому театру Чехов? Народ его все равно не поймет!» Хотя в Москве «Три сестры» идут сразу в шести театрах, недавно мы играли его в столице России. Даже на таком фоне зрители и критики оценили наш спектакль очень высоко. Кому в этой ситуации верить: московской избалованной публике и критикам или нашим татарстанским зрителям?

- Есть ли сегодня молодые талантливые татарские драматурги, которые могли бы создать достойный репертуар для татарского театра?

- У нас есть 20-летний драматург Ильгиз Назмиев. Он студент университета культуры. Это настоящий вундеркинд! У него, наверное, уже пьес 30, и среди них есть очень глубокие, неожиданные, как будто их писал не молодой парень, а мудрый человек, проживший большую, сложную жизнь. У нас идут две его вещи. Он совсем по-иному думает, как-то масштабно, и играть его произведения интересно.

Секреты молодости

- Кроме театра, хобби у меня нет. Я живу своей профессией и, может быть, поэтому еще держусь довольно бодро. Но рыбачить действительно люблю. У меня есть знакомые - фанаты зимней рыбалки. Несмотря ни на что, даже весной, когда лед уже тонкий, они все равно идут на рыбалку, рискуя жизнью. Я это не совсем понимаю. А вот летом посидеть у реки с удочкой - одно удовольствие.

- Сразу несколько наших читательниц и почитательниц вашего таланта спрашивают: «В чем секрет вашей молодости и обаяния?»

- Заниматься надо... - рассмеялся Ринат Арифзянович, - надо не дома сидеть, а вести активный образ жизни. И не поддаваться болячкам. Чтобы отыграть трехчасовой спектакль, нужны огромные силы. Три часа на сцене - это физически тяжело даже для молодого человека. Приходится заниматься спортом, поддерживать свою физическую форму, потому что из театра уходить пока не хочется.

news_right_column_240_400