«Самый лучший кавалер - мой!»

Они сыграли свадьбу ровно 65 лет назад, во время войны. Когда после загса молодые зашли в фотосалон, фотограф залюбовался ими: «Редчайшая по красоте пара!» Никто не мог предположить, что жениху - летчику Михаилу Девятаеву - предстоит совершить дерзкий подвиг и его имя станет легендой.

news_top_970_100

В детстве Михаил увидел самолет и с тех пор заболел небом. Он приехал в Казань из Мордовии с мечтой стать летчиком. Приехал в майке, сшитой из... флага, лично снятого с крыши райисполкома. Но оказалось, что прием документов в аэроклубе уже закончился, и судьба привела парня в речной техникум, а затем на занятия в аэроклуб.

В это время на рабфаке училась красивая озорная девушка Фая Муратова, которая вместе с девчатами часто приходила на танцы в клуб речного техникума.

- Не хочу хвалиться, но танцевала я очень хорошо. И в шутку говорила подружкам: самый лучший кавалер - мой! Однажды на танцах подошел ко мне обаятельный парень Миша. Где он научился так танцевать, не знаю, но танцевал классно! После танцев пошел меня провожать. Потом мы еще несколько раз встречались на танцах. Мне было тогда 16, а ему - 19, - вспоминает Фаузия Хайрулловна.

Однажды на танцах Михаила неожиданно арестовали. Как и многие курсанты, он принимал участие в переписи населения, и парня обвинили в том, что материалы переписи рабочих лесозавода он якобы передал иностранной разведке.

Несколько месяцев Девятаев просидел в Плетеневской тюрьме. Но обвинение было настолько абсурдным, что его вскоре освободили. Сразу после освобождения Михаил пошел в аэроклуб. Вот досада! Их группа уехала в Оренбург, учиться на военных летчиков. Забежав попрощаться с Фаей, Миша поехал вслед за товарищами. Молодые люди не виделись больше трех лет. Их встреча произошла уже во время войны. Снова на танцах.

...22 июня 1941 года в 9 утра Михаил участвовал в воздушном бою над Минском. Был ранен. После ранения его отправили в тыл. В Саратовском госпитале молодому бойцу сделали операцию и направили в Казань, в специальный госпиталь для летчиков, который занимал кинотеатр «Вузовец». В Казань он вернулся на костылях. Михаил решил навестить Фаю. Но в доме на улице Комлева Муратовы уже не жили... Вечером расстроенный летчик пошел в кинотеатр «Электра». А там - танцы. Жизнь продолжалась, танцы в «Электре» были почти каждый день. Вдруг он услышал знакомый голос. Обернувшись, увидел двух подружек, о чем-то оживленно разговаривавших. Одна из них была его Фая! Танцевать на костылях неудобно. Влюбленные проговорили весь вечер, как будто и не расставались на долгие три года.

Они снова стали встречаться. Но дальше провожаний до ворот дело не доходило. Однажды Михаил попросил: «Фая, ну сколько я буду у твоих ворот стоять? Познакомь меня со своими родными». Молодой человек очень понравился и маме, и бабушке Фаи.

Приближался день, когда Михаил должен был ехать на фронт. «Фая, бери паспорт», - скомандовал он. «Зачем?». «Пойдем распишемся». Казалось, предложение было совсем не ко времени. 42-й год, война, не до женитьбы... Но свадьба у молодых была настоящая! Михаил пришел свататься по всем правилам! 29 ноября 1942 года Михаил Девятаев и Фаузия Муратова стали мужем и женой.

Из-за ранения летчика Девятаева направили в санитарную авиацию. У него появилась возможность раз в два месяца приезжать домой, к жене. Командир так и говорил: «Ну, татарский зять, поезжай домой!»

В марте 1944 года он снова стал истребителем. Михаил сообщил жене, что переходит в другую часть и чтобы она не волновалась если долго не будет писем. Несколько месяцев - молчание. А в октябре 1944 года Фаузия получила извещение, что ее муж Михаил Девятаев пропал без вести. Она не верила, что любимый погиб, побежала к гадалке. Та сказала: «Проживете долго в мире и согласии. Трое детей у вас будет». Гадание оказалось пророческим. Михаил Петрович и Фаузия Хайрулловна прожили вместе 60 лет, воспитали троих замечательных детей: двух сыновей - Алексея, Александра и дочь Нэлли. У них внуки и правнучка...

Только после возвращения Михаила Фая узнала, что случилось с мужем. 13 июля 1944 года началось наступление. В бою Михаил Девятаев был ранен, а его самолет сбит. Как приземлился, он не помнил. Очнулся уже на нарах с обожженными руками и лицом. Немцы забрали все: документы, свадебную фотографию, пистолет, два ордена Красного Знамени и два Отечественной войны, которыми был награжден. Пленных привезли в специальный лагерь для советских летчиков. Потом были концлагерь Заксенхаузен и первая попытка совершить побег на немецком самолете. Беглецов поймали и отправили на остров Узедон, где разрабатывалось сверхмощное ракетное оружие Третьего рейха. 8 февраля 1945 года военнопленные предприняли еще одну попытку побега, точнее, улета. На этот раз она удалась! Девятаев чудом угнал немецкий тяжелый бомбардировщик «Хейнкель He-111» и с десятью узниками на борту долетел до своих. Летчик-герой доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне. Затем последовали долгие допросы, беседы, проверки... Домой он вернулся только в декабре 1945-го.

Михаила Петровича постигла участь многих советских людей, прошедших через концлагеря и плен. Ни доверия, ни нормальной работы... Следили в открытую. После вмешательства генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева и трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, последнего командира отважного летчика, пресс НКВД был ослаблен. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей был наконец оценен по достоинству - Михаилу Петровичу присвоили звание Героя Советского Союза, а других участников перелета наградили орденами.

news_right_column_240_400