«Школа для всех»: чему дети с аутизмом могут научить педагогов

Четвертый год в казанской школе реализуется проект совместного обучения здоровых и особенных детей. Родители отмечают разительные перемены в социализации.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Ольга Иванычева

В общеобразовательной школе №1 Вахитовского района прошли занятия ресурсно-тьюторской службы в рамках проекта «Школа для всех», который направлен на социальную адаптацию детей с расстройством аутистического спектра. А директор школы флористики Kazanflowerschool Ляйсян Афонина провела мастер-класс по флористике, во время которого дети при поддержке помощников (тьюторов) создали композиции из живых цветов. После урока была необычная интерактивная перемена, где школьники танцевали, пели и играли вместе с педагогами. Эти методы арт-терапии, которые активно используются в системе инклюзивного образования, помогают в социализации и профориентации детей с особенностями развития.

— Дети с аутизмом многому учат педагогов, и в первую очередь гибкости мышления, умению нестандартно мыслить и действовать. Конечно, не всегда все идет так, как хочется. Приходится много анализировать: почему в данной ситуации ребенок поступил так или иначе? Педагогу необходимо понять причину нетипичного поведения ребенка, и в любой ситуации взрослый человек должен реагировать спокойно, терпеливо, без эмоционального срыва.

Еще один важный момент — совместное обучение здоровых детей и детей с аутизмом. Это помогает ребятам общаться, понимать и принимать друг друга. В таких классах дети трогательно, по-доброму относятся друг к другу. Это и есть настоящая инклюзия, — отметила педагог ресурсного класса Марина Магер.

— Сейчас в общеобразовательной школе № 1 учатся 16 детей с аутизмом от 7 до 13 лет. К каждому ребенку прикрепляется тьютор, который сопровождает своего подопечного весь день и ежедневно заполняет коммуникационный лист, чтобы оценить динамику развития ребенка. Практика показывает, что динамики можно добиться только совместными усилиями родителей, педагогов, тьюторов, администрации школы. По-другому не получается. И в этой школе все сложилось. Наша задача — чтобы старшие дети не нуждались даже в сопровождении тьютора. Проект реализуется уже четыре года, и за последние два года у некоторых детей произошли большие изменения в лучшую сторону. Они стали значительно смелее, свободнее, без страха выходят на сцену, участвуют в школьных мероприятиях, общаются с другими учениками, получают социальные навыки. Я знаю это по своей дочке. Нам очень повезло, что учителя сумели заинтересовать Тану. Она очень изменилась: раньше я даже представить не могла, что дочь сможет знакомиться с кем-то. Сейчас она не боится общения с незнакомыми ей людьми, — рассказала соучредитель АНО «Школа для всех» — мама особенного ребенка Альбина Нафигова.

Напомним, инициатором этого необычного социального проекта является АНО «Школа для всех» при поддержке дирекции «Время кино». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В ближайшее время в рамках проекта «Школа для всех» планируется несколько значимых мероприятий: благотворительный концерт в КДК им. В. И. Ленина, онлайн-встреча с театральным сообществом и практика по арт-терапии совместно с ТЮЗом, выставка работ «Дети Ау» в Галерее современного искусства, кинопоказы в Доме актера, мастер-класс по флористике и очная супервизия «Инклюзивный наблюдатель» от специалистов московского Центра проблем аутизма.

Кстати

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

  • Фото: Ольга Иванычева

    Фото: Ольга Иванычева

news_right_column_240_400
news_bot_970_100