Вот придет он сейчас домой, а там ждут его бабушка с дедом. Для начала, конечно, поругают: что так поздно, когда уроками собираешься заниматься? Дед принюхается и на всякий случай скажет: «Смотри у меня!» Мама ничего не скажет - она на дежурстве. Ей он послал эсэмэску: не волнуйся, иду домой. Папа, как у многих Ромкиных ровесников, где-то был, жил в параллельном мире и не вспоминался.
На кухне ждал готовый ужин - любимые пельмешки, только в микроволновке разогреть. На них у Романа был особый аппетит, он становился удивительно емким, поглощая пельмени один за другим.
- Куда столько майонеза набухал? Вредно ведь, - бабушка поставила чайник на плиту. - И когда за ум возьмешься?! Один ты у нас на всех, забаловали, совсем уроками не занимаешься.
Она присела рядом и продолжила:
- А мы в школу бегали за семь километров в соседнее село. Зимой с горящими лучинками - мама давала, чтобы волков отпугивать. И в мыслях не было школу пропустить. Писали на газетах. Уроки всегда готовили. А подарки только на Рождество нам, ребятишкам, делали: платье или ботинки новые. Самое вкусное - кусочек сахара по большим праздникам. Нас у мамы пять человек было детей: четыре сестры и братишка. А папа на войне пропал, в самом начале. Мне пять лет было, не помню его почти. Не должны были его призывать, а он от брони отказался, на фронт ушел. Не мог оставаться, когда другие воюют. В том же году и пропал. Письма приходить перестали. А маме после войны уже повестка пришла, что без вести пропал. Плакала она очень.
Тяжело ей приходилось, - продолжала бабушка, - нас, пятерых, одеть-обуть-накормить. Папу вспоминала, говорила: разве так-то при нем бы жили?
Ромка слушал молча. Представлял - вот он идет по зимнему лесу с лучиной в далекую школу. Лучина рисовалась ему чем-то вроде бенгальского огня, яркой и искристой. И чувствовал он, что на бабушкином месте наверняка бы повернул обратно, зарулил к какому-нибудь другу, но в такую далищу не поперся, да еще и с риском для жизни. Что он, дурак, что ли?
- И дня смерти папы не знаю, - вздохнула бабушка, - поминаю девятого мая.
- А как звали его? - в Ромкиной голове мелькнула мысль. Совсем недавно на уроке истории учительница говорила о сайте, где можно найти сведения о погибших на Великой Отечественной войне. Ромка, кстати, схватил тройку на том уроке. Его вызвали отвечать, а он про битву под Москвой выучил плохо, только на перемене перед уроком глянул на параграф вполглаза, а потом отвлекся на более важные дела. Поэтому рассказывал так, чтобы было нескучно, сочиняя на ходу детали, чем развеселил одноклассников и разозлил учительницу.
Когда касалось компьютерных дел, голова у Романа сразу просветлялась, все запоминалось легко и прочно.
Компьютер уже гудел. Сайт был найден и открыт.
- Да поздно уже, Ромочка, не выспишься, а завтра в школу.
- Ниче, бабуль, прорвемся, - Ромка быстро щелкал клавишами. - Панин Михаил Дмитриевич... какого года рождения, ба? 1903?
На экране открывалась страничка за страничкой. Вот, вот он, Панин Михаил Дмитриевич, умер от ран в борьбе с немецкими захватчиками 12 декабря 1942 года. А вот список бойцов, воевавших с ним вместе, а справа - даты смерти. Бабушка нашла там кроме своего папы еще и фамилии отцов своих школьных подружек, соседей.
Потом открылся другой документ, датированный 1946 годом, где сообщалось вдове, что муж ее пропал без вести и причитается ей за это единовременное денежное пособие. Почему при известной дате смерти и причине гибели боец значился пропавшим без вести, еще предстояло выяснить. Это другая история.
В эту ночь бабушке не спалось, а Ромке снилась Светка, учительница истории с лучиной в руке вместо указки и незнакомый дядька в военной форме, веселый и красивый.
Тройку по истории Ромка так и не исправил - ну, бывает так, не получилось. Единственное, что он никак не мог понять, - почему мама, обычно такая принципиальная, все же купила ему наушники. Самые лучшие - беспроводные!