УРОК МАТЕМАТИКИ, 6-й класс. На первый взгляд, урок как урок. Вот учитель проговаривает новую тему, а дети старательно пишут в тетрадях. Вот он напоминает о грядущей контрольной, отмечает отсутствующих. Но не как раньше. На учительском столе нет привычного классного журнала. Помните, как мы с вами украдкой заглядывали в него и смотрели свои оценки? Теперь их можно легко увидеть на доске. Именно туда учитель выводит с помощью проектора свой электронный журнал. Вот появился список учеников с оценками и средним баллом.- Посмотрели, сделали себе установочку! Сейчас выполним несколько работ, а на следующем уроке я снова покажу электронный журнал, и вы ознакомитесь со своим рейтингом. Надеюсь, улучшите результат, - говорит преподаватель математики Миляуша Камышина. Дети с неподдельным интересом изучают оценки и свой средний балл. Радуются и искренне огорчаются, когда понимают, что недотягивают до четверки или пятерки. Урок продолжается... Погодите, а где же дневники? Те, которые мы в свое время с особым трепетом выбирали для себя в начале учебного года? Их нет! На столах только учебники и тетради. - Теперь у нас и дневники электронные. Причем их смотрим не только мы, но и родители в любое удобное время. Лишь бы было через что зайти в дневник. Мне нравится, что не надо записывать задания в бумажный дневник и никто их не собирает на проверку, - делится шестиклассник Данил Павлюкевич. В конце урока учитель показывает, как дети дома со своих компьютеров могут найти виртуальные факультативы, разработанные в рамках информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан». - Не нужно ходить к репетиторам! Посмотрите, сколько здесь полезного материала. Для старшеклассников есть ЕГЭ, ГИА. И так по любому предмету. Это наше новшество, - показывает Миляуша Салиховна. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Замдиректора по учебной работе гимназии, преподаватель информатики Елена Зарезнова: - Электронные журнал и дневник внесли наглядность в учебный процесс. С чем это связано? Учитель в «личный кабинет» заносит не только оценки, но и тему урока и домашнее задание по своему предмету. Эти данные поступают в электронные дневники детей. С бумажными в последние годы возникали трудности. Не каждый педагог будет контролировать, записывают ли ученики задание на дом. Зато сейчас все точно фиксируется. В электронном журнале можно даже определить вид выполненной работы: контрольная, самостоятельная или лабораторная. Я как учитель информатики стараюсь на неделю вперед заполнять свой электронный журнал и всем советую это делать. Такой подход дисциплинирует и стимулирует в подготовке к следующим урокам. Кроме того, отпала необходимость носить дополнительные тетрадки, журналы. А если учитель в этом году взял новый класс, то в электронном журнале он быстрее запомнит имена и фамилии учеников.
- Дети тоже могут ознакомиться с электронным журналом?- Обычно во время урока учитель выводит электронный журнал через проектор на доску. Дети сами все видят. Я тут же отмечаю отсутствующих, что занимает буквально 30 секунд. После урока или выполненной работы сразу выставляю оценки. С ними ученики тоже могут ознакомиться. Главное - там есть средний балл, ребенок отслеживает, какая отметка выйдет по тому или иному предмету. Так появляется мотивация к улучшению своего результата. - Что еще есть в «личном кабинете» учителя?- Отмечу, что учитель любого профиля легко ориентируется там. На странице отражаются его фотография и достижения. Даже имеются «мои сообщества», факультативы, новостная строка, цифровые образовательные ресурсы, профессиональные презентации других учителей и разработки по разным предметам. У классного руководителя есть такой удобный режим - «Мой класс», где он может проверить каждого ребенка своего класса по всем предметам и сделать соответствующие выводы. А в случае надобности написать сообщение родителям, которые подписаны на бесплатную SMS-рассылку. Для этого достаточно лишь выбрать фамилию нужного ученика из списка, не вводя логин его родителя, и набрать текст сообщения.
- А в какой форме теперь выполняются отчеты?- В очень удобной автоматизированной форме, которая позволяет администрации школы отслеживать качество работы каждого учителя, в том числе предметника. В целом учителя со всем справляются. Я наблюдаю, что учителя в возрасте уже адаптировались. А те, кто помоложе, отмечают удобство и наглядность этой электронной системы.
- Елена Георгиевна, как вы относитесь к тому, что в будущем школа может стать полностью виртуальной? - Я считаю, что общение с учителем будет важно всегда. К примеру, такая ситуация: учитель по своему предмету успешно разработал серию видеоуроков. Там хорошо объясняется тема, много наглядных примеров. Первые минут десять дети это воспринимают, но потом устают от записанного голоса. Только при живом общении можно увидеть, поняли ученики материал или нужно объяснить еще раз. В свою очередь учитель наполняется детской энергетикой, а дети - доброжелательностью учителя, который поможет разобраться в сложной теме.
- Дети тоже могут ознакомиться с электронным журналом?- Обычно во время урока учитель выводит электронный журнал через проектор на доску. Дети сами все видят. Я тут же отмечаю отсутствующих, что занимает буквально 30 секунд. После урока или выполненной работы сразу выставляю оценки. С ними ученики тоже могут ознакомиться. Главное - там есть средний балл, ребенок отслеживает, какая отметка выйдет по тому или иному предмету. Так появляется мотивация к улучшению своего результата. - Что еще есть в «личном кабинете» учителя?- Отмечу, что учитель любого профиля легко ориентируется там. На странице отражаются его фотография и достижения. Даже имеются «мои сообщества», факультативы, новостная строка, цифровые образовательные ресурсы, профессиональные презентации других учителей и разработки по разным предметам. У классного руководителя есть такой удобный режим - «Мой класс», где он может проверить каждого ребенка своего класса по всем предметам и сделать соответствующие выводы. А в случае надобности написать сообщение родителям, которые подписаны на бесплатную SMS-рассылку. Для этого достаточно лишь выбрать фамилию нужного ученика из списка, не вводя логин его родителя, и набрать текст сообщения.
- А в какой форме теперь выполняются отчеты?- В очень удобной автоматизированной форме, которая позволяет администрации школы отслеживать качество работы каждого учителя, в том числе предметника. В целом учителя со всем справляются. Я наблюдаю, что учителя в возрасте уже адаптировались. А те, кто помоложе, отмечают удобство и наглядность этой электронной системы.
- Елена Георгиевна, как вы относитесь к тому, что в будущем школа может стать полностью виртуальной? - Я считаю, что общение с учителем будет важно всегда. К примеру, такая ситуация: учитель по своему предмету успешно разработал серию видеоуроков. Там хорошо объясняется тема, много наглядных примеров. Первые минут десять дети это воспринимают, но потом устают от записанного голоса. Только при живом общении можно увидеть, поняли ученики материал или нужно объяснить еще раз. В свою очередь учитель наполняется детской энергетикой, а дети - доброжелательностью учителя, который поможет разобраться в сложной теме.