В насыщенной программе – VI всероссийская научно-практическая конференция «Чтения имени Мухлисы Буби» – «Государство, образование, личность в истории ислама на российском пространстве», открытие памятника Сююмбике, выставки, концерт мастеров искусств Татарстана и Дагестана. Торжество было приурочено сразу к нескольким знаменательным историческим датам: 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, 870-летию основания города Касимова Рязанской области и 570-летию со дня основания Касимовского ханства.
Сююмбике – символ верности своему народу
Открытие памятника царице казанской Сююмбике – историческое событие не только для Касимова, но и для всей России. Случилось оно благодаря активной поддержке председателя ДУМ РФ, муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Авторы проекта – российский художник и скульптор, заслуженный художник России, член Союза художников России, доктор искусствоведения Вениамин Сидоренко и скульптор, член Союзов художников Москвы и России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Андрей Губко. У них немало совместных проектов, один из них – работа по созданию четырех больших рельефов на храме Христа Спасителя в Москве.
Памятник Сююмбике установлен на площади у Ханской мечети и усыпальницы касимовского хана Шах-Али. У памятника разбит небольшой уютный сквер, который уже стал одним из любимых мест отдыха горожан.
В церемонии открытия памятника приняли участие председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ, муфтий шейх Равиль Гайнутдин, первый заместитель председателя правительства Рязанской области Анна Рослякова, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, и. о. главы администрации Касимова Светлана Андреева, ученые, мусульманское, христианское духовенство, гости города и жители Касимова. Церемония началась с чтения аятов Корана муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным.
Как рассказал председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин, памятник Сююмбике – это памятник женщине большого мужества, благородства, покровительнице наук и искусств. Сююмбике – символ огромной преданности и верности своему народу, готовности жертвовать ради его будущего своей жизнью. А того, кто искренен в своем служении, народ никогда не забудет.
Заместитель премьер-министра РТ, председатель Национального совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев подчеркнул, чтобы памятник был создан и установлен, потребовалась большая работа. Поддержали идею Духовное управление мусульман Российской Федерации, руководство Касимова, администрация Рязанской области, Всемирный конгресс татар, Региональная национально-культурная автономия татар Рязанской области, инвесторы.
Казанская царица – олицетворение свободы
Идею о том, что необходимо воздвигнуть памятник Сююмбике, много лет назад высказал заслуженный деятель науки Российской Федерации и Татарской АССР, академик Академии наук Республики Татарстан, доктор исторических наук, профессор Индус Тагиров. Именно он стал консультантом творческой группы, работавшей над созданием образа казанской царицы.
- История Касимова свидетельствует о том, что ислам и православие здесь находились в состоянии полного взаимопонимания. Связующим звеном между Касимовом и Казанью стала царица Сююмбике. Она любила народ – и татар, и русских. И народ ее любил. Об этом написано в летописях. У Сююмбике была трагическая судьба, и в памяти народа она осталась миротворицей, заступницей. Она неотъемлемая часть нашей истории – истории России, – рассказал Индус Ризакович.
Своими впечатлениями от долгожданного события поделилась автор идеи, вдохновитель, человек, который все эти годы шел к своей мечте – созданию и установке памятника Сююмбике в городе Касимове, заслуженный работник культуры Республики Татарстан Альфия Рахматулина (Санкт-Петербург):
- В 2009 году в Санкт-Петербурге я провела красивый вечер памяти «И сквозь века нас всех зовет Сююмбика», посвященный казанской царице. Тогда даже и представить не могла, что это станет первым шагом к увековечиванию памяти царицы казанской в Касимове. У нас создалась творческая группа, мы обсуждали идею памятника, мечтали. И в какой-то момент в эту историю вмешалась судьба. Духовное управление мусульман Российской Федерации, лично муфтий шейх Равиль Гайнутдин приняли решение дать жизнь этому творческому замыслу. И мы буквально за год с первым заместителем Духовного управления мусульман России, ректором Московского исламского института Дамиром Мухетдиновым, заместителем председателя, руководителем аппарата ДУМ РФ, генеральным директором издательского дома «Медина» Ильдаром Нуримановым и всей нашей творческой группой, на мой взгляд, блестяще справились с этой задачей. Образ Сююмбике собирательный, он ни к какому реальному образу не привязан. Скульпторы сумели передать и ее царственность, и глубинное мужество, и жертвенность.
Сююмбике для татарского народа – олицетворение свободы, несгибаемости и силы воли. В народной памяти царица казанская осталась женщиной, сохранившей свою внутреннюю свободу и веру. Памятник все это отражает в своем образе. Здесь много символов, нет ни одного случайного элемента даже в украшении постамента из дымовского гранита. Вечером, накануне открытия памятника, я пришла к нему, приложила руки – он был такой теплый…
Любовь к Родине – через живое соприкосновение с историей
Корреспонденты «КВ» пообщались с теми, кто был причастен к созданию памятника Сююмбике.
Андрей Губко, скульптор:
- К сожалению, никаких прижизненных портретов Сююмбике не сохранилось, поэтому мы создавали собирательный образ татарской женщины. Бронзовую скульптуру высотой 3 метра весом 1,5 тонны отливали в Санкт-Петербурге. Весит двухметровый постамент 8 тонн. Работать было очень интересно. Мы постоянно ощущали чью-то видимую поддержку и помощь – все проходило быстрее, чем планировали, без задержек и брака. А такое в работе бывает очень редко. Благодаря Всевышнему все это сложилось! Радостно, что на открытие пришло много народу и судьба Сююмбике никого не оставляет равнодушным.
Протоиерей Николай Верховцев, настоятель Троицкого храма г. Касимова:
- Это важное событие для нашего города. Оно еще раз доказывает, что у нас действительно мирно живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Мы вместе с представителями мусульманского духовенства участвуем в нашем межнациональном городском совете, и этот проект обсуждался совместно, открыто. Это пример мирного сотрудничества не просто на словах, а на деле. В Касимов приезжают туристы из разных регионов России и многих стран, и памятник Сююмбике станет одним из центров притяжения в нашем городе.
Ильдар Гильмутдинов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей:
- Нам нужны такие праздники, которые нас объединяют. Работа была проделана огромная благодаря совместным усилиям. Мы оказали помощь в вопросах оформления земли и Ханской мечети, других организационных вопросах. Касимов вошел в федеральную программу по реконструкции, за счет федеральных средств будет проведена реставрация уникальных объектов культурного наследия, появятся дороги, туристические маршруты. Я убежден, что любовь к Родине формируется не только через учебники, но и через такое живое соприкосновение с памятниками истории.
К сожалению, пока не найдено место захоронения царицы Сююмбике. Археологи периодически приезжают сюда, но нужна планомерная исследовательская работа. Если удастся обнаружить место захоронения или надгробную плиту Сююмбике, это будет открытие мирового масштаба.
Ильдар Бикуев, председатель совета общественной организации «Региональная национально-культурная автономия татар Рязанской области»:
- Благодарим за поддержку и администрацию города Касимова, и правительство Рязанской области, и Духовное управление мусульман России, и муфтия шейха Равиля хазрата Гайнутдина, и Всемирный конгресс татар, и всех, кто приняли участие в создании и возведении в Касимове памятника Сююмбике.
Еще в 2015 году мы провели конференцию, посвященную царице Сююмбике как исторической фигуре. Затем в Касимове работали историки и археологи. Вот тогда было принято решение о создании в исторической татарской части города, рядом с Ханской мечетью, сквера царицы Сююмбике с ее памятником. И мечта осуществилась!
Касимов – город уникальный. Здесь никогда не делили людей по национальности. Я вырос в татарской деревне, но бабушка на Пасху всегда пекла куличи и раздавала соседям.
После торжественной церемонии открытия памятника Сююмбике в Ханской мечети состоялся пятничный намаз, который провел Равиль Гайнутдин. В парке у мечети было многолюдно. Пришла большая группа туристов из Санкт-Петербурга, а также несколько групп школьников, прогуливались молодые мамочки с детскими колясками.
- Мы очень рады, что в нашем городе появился красивый памятник женщине-царице, женщине-защитнице, женщине-матери. Спасибо за такой праздник! – поделилась радостными эмоциями местная жительница Светлана Петровна.
Место захоронения неизвестно
В прогулке по древнему Касимову нашим гидом стала заместитель директора Касимовского историко-культурного музея-заповедника Вероника Цеменкова.
Поднявшись по узкой винтовой лестнице на минарет Ханской мечети, мы увидели весь Касимов, красавицу Оку, усыпальницу хана Шах-Али. За усыпальницей находился ханский дворец, а сейчас на его месте детский сад.
Разговор зашел о Сююмбике, которая провела в Касимове последние годы своей жизни.
История появления Сююмбике в этом городе известна. После того как царица казанская с сыном Утемыш-Гиреем были выданы Ивану Грозному, она некоторое время жила в Москве. А потом Иван Грозный велел выдать ее за касимовского хана Шах-Али, а маленького Утемыш-Гирея оставил при своем дворце. Шах-Али был родным братом первого мужа Сююмбике Джан-Али, который был убит. Свергнутая гордая царица не была любимой женой Шах-Али.
- Дальнейшая судьба Сююмбике остается тайной, – рассказала Вероника Цеменкова. Неизвестна дата ее смерти, как и место захоронения. По одной версии, она похоронена в Ханской усыпальнице. Одна могила здесь безымянная, и якобы там могла покоиться Сююмбике. В XVIII веке усыпальница была разрушена. В XIX веке сюда приезжали ученые, археологи и исследовали захоронения. Но куда делись останки, сказать сложно. Камни разбиты. Ученые, знающие арабский язык, пытались собрать надгробные надписи как пазл, но это очень кропотливая работа.
По другой версии, Сююмбике была похоронена на окраине города, на старом татарском кладбище. Но пока серьезных и целенаправленных исследований не проводилось.
Партнерский материал