Внимание: «капканы» времени!

У всех нас ровно 24 часа в сутки. Но почему-то одни успевают за это время и поработать, и отдохнуть, а другим всегда ни на что времени катастрофически не хватает. Вырваться из этого бесконечного и неэффективного бега по кругу поможет тайм-менеджмент.

news_top_970_100

О том, как наладить отношения со временем, «КВ» беседуют с междуна-родным тренером-психологом Михаилом Заболоцким.

- На самом деле нет никакого тайм-менеджмента: самим временем человек управлять не может. Он может управлять только своим вниманием и правильно планировать свое время, - подчеркнул Михаил. - Можно ли все успевать? Можно. Главное, составить список дел на день и расставить приоритеты: что для вас важно, что не очень, а от чего можно легко отказаться. Четкое планирование помогает избегать «капканов» времени.

- Что это за «капканы»?
- Самый опасный и самый хитрый из них - инфомания. Телевизор, интернет забирают у нас огромное количество времени и энергии. Наверняка всем знакома такая ситуация. Человек заходит в интернет: «Я только на минуточку, проверить почту». По пути заглядывает в соцсети, на информационные сайты, мимоходом разложит пасьянс или немного поиграет в любимую «стрелялку». А потом с удивлением обнаруживает, что прошла не минуточка, а больше часа. Современные люди привыкли быть на связи 24 часа в сутки, жить в режиме постоянного поглощения информации. Да, это дает ощущение, что ты всегда в курсе всех событий и полностью контролируешь ситуацию. Но это ложное чувство. Масса ненужной информации «загружает» сознание, отвлекая нас от главного.

- Как же правильно планировать свое время?
- Составьте цели по каждому направлению: бизнес, здоровье, семья, отношения. Например, цели по здоровью - утром сделать зарядку, пройти одну остановку до дома пешком, купить свежие овощи для ужина. Цели по бизнесу - позвонить деловому партнеру, провести встречу, подготовить необходимые справки, письма. Потом прочитайте весь список запланированных на день дел и смело вычеркивайте те пункты, которые не ведут к вашей цели.

- Но многие считают, что и без плана все запоминают...
- Планировать нужно на бумаге. Может показаться, что это трата времени, но научно доказано: каждая минута, уделенная планированию, сберегает 15 - 20 минут вашего времени в течение дня. Все успешные люди знают и понимают важность и эффективность ежедневного планирования. Поэтому надо вырабатывать в себе привычку записывать свои планы, чтобы ничего не забыть и не упустить. Как сказал один остроумный человек, лучше иметь тупой карандаш, чем острую память.

Причем важно видеть перед собой каждый пункт плана. Когда выполните задачу из вашего списка, вычеркните этот пункт. Простое действие поднимет настроение, даст ощущение уверенности и наполнит вас энтузиазмом.

- Дел всегда много. Как решить, за что браться в первую очередь?
- Есть такая классификация дел, названная именем американского президента Эйзенхауэра. По этой классификации все дела можно разделить на четыре группы: срочные и важные; важные, но не срочные; срочные, но не важные; несрочные и неважные. Вот по этим критериям надо проанализировать каждый пункт своего списка дел. Сразу станет понятно, на что надо специально выделить время, а что можно отложить или вычеркнуть. Отмечайте занятия, которые являются «пожирателями» вашего времени. Например, частые перекуры и чаепития с коллегами, бесцельное переключение телеканалов. Умейте таким занятиям говорить «нет».

- А что делать с незавершенными делами?
- Каждое незавершенное дело, даже незначительное, тяжелым грузом давит на нас, забирает нашу энергию. Наше сознание, как компьютер. Когда в компьютере открываешь сразу несколько окон, скорость его работы резко снижается. Чтобы скорость увеличить, надо закрыть все лишние окна и сосредоточиться на чем-то одном. То есть это своеобразная очистка оперативной памяти.

- Как провести эту очистку?
- Техника простая, но эффективная. Надо составить список того, что запланировал когда-то, но отложил по разным причинам, начал и не доделал.

Составьте список абсолютно откровенно. Вспомните, когда дело было запланировано или начато: неделю, год, два, пять, десять лет назад? Незавершенные дела могут тянуться десятилетиями. Если какое-то дело откладывается в долгий ящик, надо подумать: а так ли оно важно для вас? ведет ли оно вас к вашей цели? Если не важно - без сожаления вычеркивайте его из списка. Если важно, то надо собраться с духом и решительно завершить.

Как подружиться со временем

- Устройте себе «информационную диету» на 21 день: не смотрите новости по телевидению, не заходите на новостные сайты, не читайте газет.
- Никому ничего не обещайте без серьезного обдумывания. Ваши обещания - это ваше время, ваша энергия. Задайте себе вопрос: а надо ли мне это делать?
- Когда не хочется, а надо, используйте правило «волшебной минуты». Скажите себе: «Я буду заниматься этим всего одну минуту». Часто минуты вполне достаточно, чтобы войти в рабочее состояние, втянуться в процесс.
- Дела, которые можно делегировать другим, смело делегируйте.
- План на следующий день лучше составлять вечером, чтобы утром была возможность его откорректировать, отметая все лишнее и ненужное. Помните, когда мы тратим время на планирование, времени становится больше.
- Заведите полезную привычку - каждый день перед сном анализируйте, какие реальные шаги сделали, чтобы приблизиться к своим целям во всех областях жизни.

news_right_column_240_400