Юсуп Разыков: Новейшие технологии и компьютерные спецэффекты для кино губительны

В чем миссия национального кино? Почему в мире растет интерес к фильмам из мусульманских стран? Почему люди подсаживаются на сериалы?

news_top_970_100

 Фото: © Фарит Муратов

Об этом мы беседовали с гостем редакции «Казанских ведомостей» - известным режиссером, сценаристом, заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Юсупом Разыковым, который был членом жюри XX казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». 

«Я противник того, чтобы становиться на колени перед тинейджерами»

- Фестиваль мусульманского кино в этом году вернул свое первоначальное название - «Алтын минбар». Есть ли особенности мусульманского кино и в чем они заключаются?

- Особенности, конечно, есть. Мусульманское кино - понятие молодое и разнообразное. Я был на иранском кинофестивале. Там отдельная программа тюркских фильмов, отдельная программа авторского кино, отдельное направление - фильмы религиозного содержания, и все это - мусульманское кино. В Иране большинство картин, процентов 90, это фильмы религиозной тематики, рассказывающие об исламе, сериалы о жизни пророка Мухаммеда и его братьев. А есть фильмы нерелигиозные - об укладе жизни мусульманской семьи, картины, поднимающие морально-нравственные проблемы современного общества. Их кино очень тесно связано с литературой. Там практически каждый год издается солидный сборник с новеллами, рассказами, которые могут стать основой киносценариев, и эта литературная жилка питает кино. 

В европейском и американском кино морально-нравственные темы не главенствующие. Любое кино - по сути, пропаганда. Они тоже занимаются пропагандой своих жизненных ценностей. Но это не значит, что они снимают плохие фильмы. Сейчас во всем мире растет интерес к фильмам из мусульманских стран. В этом и есть миссия национального кино - рассказывать о своем народе, о том, чем народ замечателен, в чем его талант.

- Для кого снимают фильмы современные кинематографисты?

- Исследования показали, что сегодняшние зрители - это в большинстве своем молодые люди 17 - 20 лет, и продюсеры стараются сформировать репертуар именно для этой аудитории. А я противник того, чтобы становиться на колени перед тинейджерами и потакать их вкусам. В кино, как правило, приходят девушки стайками - по три-четыре человека, влюбленные пары. Они едят мороженое, хрустят попкорном. Они пришли не на кино, а пообщаться. Им не так важно, о чем фильм. Кино для них - только фон для встречи. 

- Но продюсеры просчитывают, какие фильмы могут иметь успех у такой аудитории… 

- Да, сейчас у нас кино не режиссерское, а продюсерское. Продюсер решает, кого звать из сценаристов и режиссеров на проект, ставит перед ними задачу: придумать роль под конкретного актера. Американцы хорошо это умеют делать. 

На мой взгляд, кино сегодня находится в загоне. Для этого есть объективные причины, в частности, интернет. Кино не успевает за новыми технологиями. Но это и хорошо, потому что современные технологии, компьютерные спецэффекты для кино губительны. Там исчезает самое главное - живые чувства.

Сериальные герои входят в жизнь каждой семьи 

- В чем, по вашему мнению, секрет зрительского успеха сериалов, почему зрители подсаживаются на них?

- Мы живем во времена засилья сериалов. В США, например, на каждом канале идет по несколько сериалов: американские, корейские, китайские. Каждый канал хорошо знает свою аудиторию и снимает сериалы целенаправленно для своих зрителей. 

Зрители изо дня в день, годами смотрят сериалы. Сериальные герои уже становятся частью их жизни, почти членами семьи. Другой вопрос - качество фильмов. На мой взгляд, все сериалы похожи один на другой, там все предсказуемо - вы посмотрите первую серию и можете сразу сказать, что будет дальше, как будут развиваться отношения героев. 

- Юсуп Сулейманович, вы режиссер и сценарист первых узбекских сериалов, о чем они? 

- О семье. Мы снимали историю семьи интеллигенции - преподавателей, врачей. Снимали в непростое время - в середине 90-х годов. Для актеров в театрах тогда работы не было, а здесь у них все-таки появилась возможность сниматься и получать зарплату. Условия для съемок были адские, но романтические - мы снимали каждый день, сразу монтировали, и практически с колес отснятый материал шел в эфир. Знаю, что зрители каждый вечер с нетерпением ждали новую серию. Мне даже рассказывали, когда в одном кишлаке отключался свет, люди собирались, садились на трактор и ехали в соседний кишлак, чтобы не пропустить очередную серию. 

- Профессия режиссера сложная и считается мужской, но в последние годы в кинорежиссуру приходит много девушек, они смело берутся за сложные проекты, у многих это выходит довольно успешно… 

- Так получается, что современные девушки более энергичные, более пассионарные, более целеустремленные, чем парни. Это все идет с детства. Мальчику с раннего возраста говорят, что он - мужчина, у него и так все замечательно, и он успокаивается. А девочкам приходится проявлять активность, чтобы заявить о себе, как-то выделиться, чтобы их заметили. И они смело реализуют свои таланты в разных сферах, в том числе и в кино. 

Без конфликта и столкновения кино быть не может

- Вы сняли художественный фильм «Танец с саблями» о замечательном композиторе Араме Хачатуряне. Сложно браться за биографический фильм о реальном человеке?

- У меня не было цели снять биографический фильм. Это не биография композитора, а всего лишь один эпизод из его жизни - история появления легендарного «Танца с саблями».

- Почему именно этот эпизод? 

- В фильме должна быть конфликтная ситуация, в которой ярко проявляется характер человека. У Арама Хачатуряна была такая ситуация зимой 1942 года. В эвакуации, в Перми, буквально за несколько дней до премьеры балета «Гаянэ» его заставили написать для балета «Танец с саблями». А он уже работал над «Симфонией с колоколом».

Хачатурян очень переживал геноцид армян и называл «Симфонию с колоколом» «реквием гнева, реквием протеста против войны и насилия». Он отказывался от «Танца с саблями»: «Не надо больше никакого танца, балет готов!» Но пришлось написать. Он злой сел за рояль и за 8 часов сочинил «Танец с саблями», который стал одним из самых известных его произведений. Позже Хачатурян называл его «мое шумливое дитя».

- Эта история - конфликт между Художником и властью, конфликт с самим собой, когда приходится работать «на заказ»… 

- Да, для меня фильма без конфликта быть не может. Но показать этот конфликт можно по-разному. Например, легендарный фильм «Баллада о солдате». Там в самом начале закадровый голос сообщает, что главный герой погибнет. Мы это знаем и на все его приключения по дороге в отпуск домой смотрим уже совсем другими глазами: он всем помогает, влюбляется в девушку, приезжает домой, успевает только обнять маму - ему уже пора уезжать на фронт. Суть столкновения здесь в том, что герой не знает о том, что его ждет, а зрители знают. И в этом драматизм ситуации. 

- Юсуп Сулейманович, какие у вас впечатления от Казани?

- Я приезжаю сюда не в первый раз. В Татарстане удивительно сочетаются традиции и новейшие технологии. Побывали в Иннополисе - потрясающий научный молодежный город! 

Всегда с уважением и любовью отношусь к татарам. В детстве в Ташкенте у нас во дворе была соседка-татарочка. Она всегда была доброжелательная, аккуратная, гостеприимная. И мама моя, когда мы новую квартиру получали, хотела, чтобы и наша соседка получила квартиру поблизости, чтобы не терять друг друга. Мне очень нравятся татарские песни - протяжные, красивые. Я не понимаю, о чем поют, но это так красиво, так трогает душу…

news_right_column_240_400