По статистике, почти каждый второй школьник в каникулы не открывает книги. Тогда зачем учителя упорно продолжают давать список на лето, заведомо зная, что половина класса ничего не прочтет?
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Помнится, в моем бывшем классе казанской гимназии №125 книги из летнего списка литературы читали всего 3 - 4 ученика, и то только в старших классах и из-за подготовки к ЕГЭ по литературе. Меня же родители мучили этими списками каждое лето. Заставляли читать и вести читательский дневник, который регулярно проверяли. Все произведения казались мне до тошноты скучными. Чтобы справиться с этой нелегкой обязанностью, я ежедневно выделяла себе «каторжные» часы, после чего со спокойной душой шла отдыхать. Это продолжалось до тех пор, пока я, достигнув возраста известных литературных героев, не научилась понимать и любить русскую литературу. Вот тогда-то от книг меня нельзя было оторвать!
МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ. «Нужен ли список литературы на лето?» - спросила я ребят из четвертого, седьмого и десятого классов разных казанских школ. В первую очередь услышала знакомые возгласы: «Конечно нет, хватит мучить детей!», «Дайте летом отдохнуть!», «Я вообще ничего никогда не читаю...» Но некоторые произнесли уверенно: «Да». Только мотивация у детей разного школьного возраста оказалась различной. В четвертом классе ответили, что читают ради того, чтобы не отругали родители. В седьмом - чтобы развивать свою речь и красиво говорить. А в десятом - чтобы сдать экзамены.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ было схожим: «Не только мы, но и наши папы и мамы читали эти произведения в школе. Поэтому и наши дети должны их прочесть! В школе дают тот базовый уровень, овладеть которым должен каждый».
МНЕНИЕ ПЕДАГОГА. До конца разобраться в этом вопросе помогла учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №125» Казани Светлана Ахмерова. По ее мнению, летний список литературы, безусловно, нужен. Во-первых, для того, чтобы заинтересовать неопытного читателя какой-либо книгой и привлечь его к самому чтению. Ученики не всегда смогут самостоятельно выбрать нужные произведения, если о них им не расскажут. Да и читают не все и не все.
- Но если нам удается достучаться хотя бы до одного школьника, значит, в этом есть смысл, - считает педагог. - Часто бывает, что во время учебы в школе, ребенок прочел то или иное произведение и ничего не понял. Но через несколько лет он вновь открыл эту книгу и нашел в ней для себя много нового. Прочитав однажды, мы всегда можем вернуться к этому произведению. Во-вторых, помимо классики я стараюсь давать своим ученикам и современную качественную литературу. Специально изучаю новинки и выбираю самое лучшее. Таким образом могу посоветовать ребятам интересную книгу и научить их отличать хорошее произведение от второсортного чтива, воспитывать их литературный вкус. В-третьих, список литературы с первого класса вырабатывает у детей привычку к чтению. Сначала они читают неохотно, из-за наставлений родителей и учителей. Но к старшим классам настолько привыкают читать, что делают это уже самостоятельно и с большим интересом. Поэтому список литературы на лето обязательно нужен.