Реализация адресной помощи нуждающимся была бы невозможна без совершенствования информационных систем.
О том, как современные технологии помогут в определении и назначении мер социальной поддержки конкретному гражданину, рассказал министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков на расширенном заседании коллегии Минтруда России, прошедшей на днях в Москве.
Антон Котяков отметил, что сегодня Социальный фонд получает подавляющее большинство сведений для оценки нуждаемости без истребования справок от гражданина.
Основные тезисы выступления министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова таковы.
На текущий день в такой простой формат переведены 42 меры социальной поддержки. До конца года будут переведены уже все федеральные выплаты именно в формат социального казначейства.
Со следующего года вступают в силу единые требования предоставления пособий. Какой бы ни была выплата - федеральной или региональной, она должна быть доступна по одному электронному заявлению или проактивно.
Представление бумажных документов должно стать абсолютно исключительным случаем, когда нужные сведения просто физически невозможно подтвердить данными государственных информационных систем.
Для упрощения взаимодействия с субъектами РФ уже в июле текущего года на единой цифровой платформе запустят реестры сведений о льготных категориях граждан.
С 2025 года эти данные будут использоваться при назначении мер поддержки. Они избавят граждан от необходимости собирать справки в тех случаях, где пока еще это требуется.
Для организации назначения выплат субъекты федерации могут пойти по одному из трех путей, сообщается на официальном сайте Минтруда РФ.
Первый вариант. Доработать собственные информационные системы для глубокой интеграции с единой цифровой платформой. В таком случае назначение будет осуществляться на собственных информационных ресурсах региона. А те сведения, которые содержатся в федеральных системах и реестрах, можно будет получать через электронное взаимодействие с единой цифровой платформой (ЕЦП). Например, информацию о том, что гражданину установлена инвалидность, он является опекуном или ветераном труда и т. д.
Второй вариант. Работать непосредственно в ЕЦП. Такая возможность с 2025 года будет доступна регионам. Сейчас эту платформу использует Социальный фонд России.
Третий вариант. Делегировать полномочия по назначению мер социальной поддержки Социальному фонду. При этом за регионом сохраняется право устанавливать меры поддержки, определять категории получающих, критерии и размеры выплат.
Субъект федерации самостоятельно принимает решение, как организовать работу по переводу региональных и муниципальных мер поддержки на принципы социального казначейства. Главное - и этим мы должны руководствоваться в своей работе - чтобы гражданину было просто и удобно получить помощь.
Помимо упрощения процедур цифровые системы помогут в оценке эффективности уже принятых решений. Сегодня формируется единый реестр нуждающихся, который объединит данные из государственных информационных систем и позволит сформировать «портрет» семьи.
По тем семьям, чей доход ниже двух прожиточных минимумов на человека, формируется более полная картина - количество детей, наличие льгот, факт трудоустройства, получение мер поддержки.
Уже начато наполнение реестра необходимыми сведениями. Эта работа идет совместно с ФНС России, МВД, Росреестром, МЧС, минсельхозом и другими ведомствами.
Запуск реестра позволит выявить группы граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке, и более эффективно выстроить работу по снижению бедности, особенно в семьях с детьми, предложить максимально эффективные дополнительные меры.