Справка. На 1 января 2009 года в России было 1866 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где учатся 210,8 тысячи детей. Учреждений для умственно отсталых – 1306, слабослышащих – 91, слепых – 17, слабовидящих – 93, детей с тяжелыми нарушениями речи – 66, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 69, с задержкой психического развития – 126. Сейчас в стране 18 школ надомного обучения. В них обучаются 2,4 тысячи детей. 148 тысяч детей-инвалидов обу-чаются в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах.
- С чем связано сокращение числа коррекционных учреждений в последние годы?
- В первую очередь с демографическим спадом, который начался в 2005 году. Кроме этого, в стране изменились экономические отношения. Многие коррекционные школы находятся в центре своего города или района. Ради этого здания под давлением каких-то структур, которые хотели бы получить эту недвижимость, местная администрация школу закрывает, пересаживая детей-инвалидов в общеобразовательные школы. При этом им не создают специальных условий, в которых они нуждаются. Формально не подкопаешься. К нам приходят письма от родителей, учителей из многих регионов. Они обращаются к нам, в Госдуму, к Президенту России с просьбой не закрывать их школу. Надеюсь, решение проблемы будет найдено.
- Для многих детей-инвалидов появилась возможность получить образование дистанционно...
- Да, это важное направление нацпроекта «Образование». Школы дистанционного образования созданы уже в 30 субъектах России. Сейчас идет процесс подписания соглашений Федерального агентства по образованию с субъектами о финансировании этих проектов. В рамках программы осуществляется обеспечение соответствующей компьютерной техникой, учитывающей особенности развития детей-инвалидов, которым врач рекомендовал обучение на дому.
- Реально ли охватить дистанционным образованием всех детей, кому оно рекомендовано?
- Технические возможности поставить специально оснащенный компьютер и подключить интернет есть практически в любой сельской местности. Возникают другие проблемы. Например, из одного региона пришла заявка на подключение к дистанционному образованию 15 деревенских детей. Вдруг просьба: снижаем число детей до 10. Почему? Оказывается, некоторые мамы боятся ставить компьютер потому, что у них мужья-алкоголики. По их мнению, сегодня ребенку поставят компьютер, а завтра муж его утащит и пропьет. Такие проблемы нельзя не учитывать.
КСТАТИ. По статистике, сейчас в России обучается на дому примерно 40 тыс. детей-инвалидов. Несмотря на кризис, финансирование проекта по дистанционному образованию не сократилось. В 2009 году на него выделен 1 млрд руб. С 2010-го по 2012 год планируется выделять по 2,5 млрд руб. ежегодно.