ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ «Наша история» разместился в живописных местах под Елабугой близ села Тарловка. Но это не обычный лагерь, а древнее поселение из 54 человек, где каждый занят своим делом: воюют, добывают еду, изготавливают орудия труда, шьют... Уже 15 лет в июле Нацмузей РТ совместно с республиканским центром «Лето» и общественным молодежным объединением «Отечество РТ» организует для подрастающего поколения такой необычный вид отдыха. В этом году к организации лагеря присоединился Национальный культурный парк «Нижняя Кама».
- Здесь дети не просто отдыхают, а изучают историю своей малой родины, жизнь предков, на практике постигая их повседневные занятия через работу в мастерских народных ремесел, творческих мастерских и студиях, участвуя в раскопках, - вводит в курс дела завотделом научной реконструкции, исполнитель роли вождя в лагере Вячеслав Хабаров. - Для изучения выбирается определенный исторический период. В этом году участники лагеря живут в первом тысячелетии до нашей эры. В то время территория Волго-Камья предположительно была заселена финно-угорскими племенами. Этот период известен как ананьинская культура, названная так по могильнику у села Ананьино близ Елабуги, открытому учеными в XIX веке. В наш лагерь съехались не только подростки, но и студенты, и просто любители истории. Главная задача такого лагеря - развить в детях способности. В ходе ролевых игр у них появляется интерес к истории и культуре. Кого-то бывает трудно оторвать от мастерских или творческих студий. Все здесь нравится и затягивает.
Лекарь, зализывающий раны. Все дети заняты, все в игре. Из сосновой рощи выбегает мальчик в необычном одеянии. На голове расшитый капюшон, на плече сумка. Никита Михайлик вошел в роль лекаря сразу.
- Эта роль пришлась мне по душе, - признается он. - Я уже не в первый раз в этом лагере. В 2007 году, например, мы были татаро-монголами, нападали на крепость. В 2009-м занимались раскопками. А сейчас воюем против скифов. Здесь у каждого человека свое прозвище. Меня, например, зовут Зализывающий Раны. Это я сам придумал. Свое дело знаю до мелочей. Например, если ко мне принесли человека, порезавшего себе руку или ногу, то я тут же приложу к ране тысячелистник. Эта трава быстро останавливает кровь. При солнечном ударе использую циновку - коврик из тростника. У нас в поселении живут четыре рода: волки, медведи, белки и лоси. Я отношусь к волкам. Видите, на моем капюшоне вышит символ этого животного. Одежду шьем сами. А если человек погибает в сражении, он попадает в мертвятник, где сидит около двух часов. Ангелы вносят его в специальный список, после чего он снова рождается.
У Заботливой Бобрихи. У дерева сидит женщина в расшитом костюме.
- Меня зовут Заботливая Бобриха, - смеется она. - А в жизни я Надежда. В поселении играю роль матери-кормилицы. Моя задача - научить девочек ухаживать и воспитывать детей. Все показываю на самодельных куклах. Девочки учатся пеленать, кормить, лечить малышей. И сами из подручных материалов делают себе кукол. Мальчики ко мне тоже приходят. Моя роль вбирает в себя многое. Кто, кроме матери, приласкает, накормит и пожалеет?
Мастерские. За тем, чтобы в поселении был порядок, а игра не прерывалась, следит Райхонта. Она же Наталья Чернова. Для каждого поселенца Райхонта подобрала соответствующую роль. Кто-то, к примеру, работает или учится в мастерских. А чтобы юное поколение знало, что умели предки, в лагере развернули мастерские - литейную, косторезную, металлообработки, изделий из кожи. Дети учатся бою на копьях, стрельбе из лука. Знакомятся с вышиванием. Узнают, как плелись пояса на спецприспособлениях - бердышках. Не подумайте, что дети бросаются настоящими камнями! Их они делают из пакетов с листьями, и стрелы у них ненастоящие.
ЧТО ИМЕЕМ? Чистый воздух и кочевой образ жизни закаляет, а главное - у детей вырабатывается самостоятельность. Родителям за детей беспокоиться не стоит. За ними следят профессионалы. В лагере есть опытный дежурный врач, машина. Питание трехразовое. Не беда, что готовят на костре. Зато добытая пища всегда приветствуется на общей кухне. Провожая нас в современный мир, одна из девушек прокричала вслед: «А вы газеты наши видели? У нас их две. Сами выпускаем. В первом тысячелетии до нашей эры письменность тоже развивалась».